Музыкальная энциклопедия - обрехт я.
Связанные словари
Обрехт я.
Особенной виртуозности достигал в технике "пародии" (см. Месса, напр. "Месса с разными тенорами" "Missa diversorum tenorum"), в иск-ве постепенного добавления голосов, с включением новых напевов (месса "Под твоей защитой" "Sub tuum praesidium"; построена на напевах из праздничной литургии, посв. Деве Марии; здесь число голосов увеличивается от 3 в 1-й части, 4 во 2-й, до 7 в последней). Повторы народных попевок во всех голосах вносят свежесть в культовую музыку О., придают ей простодушный характер. По сравнению с творчеством предшествующих представителей нидерл. школы (Й. Окегема) произв. О. яснее и определённее по мелодике, ритмике (часто танцевальной) и гармонии (б.ч. консонантной, с акцентированными кадансами). В то же время элементы декламационной выразительности играют в ней меньшую роль. Музыке О. присущи типично ренессансная рациональная упорядоченность, пластичная соразмерность и чёткость композиционных построений. По ср.-век. традиции, О. как музыкант-учёный (возможно, также математик-философ), увлечённый идеями неоплатоников и космологией пифагорейства, основывает свои композиции на сложном числовом плане, связанном с символич. значением чисел и имён (они звучат в точно рассчитанные моменты) и на строго вычисленных пропорциях, создающих "божественное равновесие". В то же время для него характерны эмоциональность, гуманистич. живая выразительность, яркость орнаментики и красок. Т. о., творчеству О. свойственно типичное противоречие иск-ва 15 в.: умозрительное интеллектуальное начало, рационализм и сила чувств, смелость фантазии. (Глареан отмечал в музыке О. сочетание изобретательности с пламенностью и величавой торжественностью.) Творчество О. разнообразно по жанрам, сохранились 26 месс, 4и 3-голосных (рукоп. хранятся в б-ках Сикстинской капеллы в Риме, в Иене, Вене; 5 месс изданы в 1503 Петруччи в Венеции; имеются и др. прижизненные издания соч. О.; нек-рые мессы, написанные в 3-гол. складе, осн. на григорианских напевах); 31 мотет (3-6-голосные, в т.ч. знаменитый "Salve Regina"). Помимо культовой музыки, О. создал выдающиеся образцы светских флам. полифонич. песен шансон (сохранилось ок. 25) и инстр. произв. без слов (сохранились пять 3-гол. фуг, 4-гол. фуга и ряд перелож. вокальных соч.). Мн. сочинения приписывались О. ошибочно, в т.ч. 4-гол. "Страсти по Матфею", принадлежащие А. Лонгевалю.
Издания: Obrecht J., Werken. Uitgegeven door J. Wolf, Lfg 1-30, Amst. Lpz., (1908-21); переиздание: Smijers A., Crevel M. van, Obreoht J. Werken, Amst., 1958-; Smijers A., Van Ockeghem tot Sweelinck, Amst., 1940-41 (3 Kуriе, 9 фламандских песен).Литература: Грубер Р. И., История западно-европейской музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М. Л., 1941, с 401-09, Gоmbоsi O., Jacob Obrecht, Lpz., 1925; Куriazis M., Die Cantus firmus-Technik in den Messen Obrechts, Bern, 1952 (Diss.); Noorn L.-J. van, Crevel M. van, Obrecht (предисл. к переизд. месс "Sub tuum praesidium", Amst., 1959, "Maria zart", Amst., 1964); Вain M., New light on J. Obrecht's development. A biographical study, "MQ", 1957, v. 43, No 4, p. 500-16, Hoorn L. G. van, Jacob Obrecht, La Haye, 1968. см. также лит. при ст. Месса. Л. Г. Бергер.