Музыкальная энциклопедия - обращение темы
Связанные словари
Обращение темы
И. С. Бах. Искусство фуги, контрапункт XIII.Палестрина. Каноническая месса, Benedictus.
В темах с хроматич. движением О. т. осуществляется так, чтобы по возможности сохранилась качественная величина интервалов это обеспечивает большее сходство выразительности обращённого и прямого движения:
И. С. Бах. "Хорошо темперированный клавир", том 1, фуга fis-moll.
Технич. простота и художеств. эффективность обновления темы посредством обращения определили частое и многообразное использование этого приёма, особенно в однотемных произведениях. Существуют разновидности фуги с обращённым ответом (нем. Gegen-Fuge см. И. С. Бах, "Искусство фуги", No 5, 6, 7) и канона с обращённой риспостой (В. А. Моцарт, квинтет c-moll, менуэт); обращение используется в интермедиях фуги (Бах, "Хорошо темперированный клавир", т. 1, фуга c-moll); тема в обращении может давать стретту с темой в прямом движении (Моцарт, фуга g-moll, K.-V. 401); иногда они просто совмещаются (Моцарт, фуга c-moll, K.-V., 426). Часто на О. т. основываются большие разделы сочинений (Бах, "Хорошо темперированный клавир"; т. 1, фуга G-dur, контрэкспозиция; 2-я часть жиги) и даже целые формы (Бах, "Искусство фуги", No 12, 13; Р. К. Щедрин, Полифоническая тетрадь, No 7, 9). Комбинирование О. т. с др. способами преобразования получает особое распространение в музыке 20 в. (П. Хиндемит, "Ludus tonalis", ср. прелюдию и постлюдию), в частности, написанной с применением серийной техники (И. Ф. Стравинский, "Агон", Простой бранль). Как средство варьирования и развития обращение используется в неполифонич. музыке (С. С. Прокофьев, "Джульетта-девочка" из балета "Ромео и Джульетта"), часто в сочетании с темой в прямом движении (П. И. Чайковский, 6-я симфония, ч. 2, т. 17-24; С. С. Прокофьев, 4-я соната, ч. 2, т. 25-28).
Литература: Золотарёв В. А., Фуга. Руководство к практическому изучению, М., 1932, 1965, раздел 13, Скребков С. С., Полифонический анализ, М. Л., 1940, раздел 1, В§ 4; его же, Учебник полифонии, ч. 1-2, М. Л., 1951, М., 1965, В§ 11; Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, М., 1959, с. 7-14; Богатырев С. С., Обратимый контрапункт, М., 1960; Григорьев С. С., Мюллер Т. Ф., Учебник полифонии, М., 1961, 1969, В§ 44; Дмитриев А. Н., Полифония как фактор формообразования, Л., 1962, гл. 3; Тюлин Ю. Н., Искусство контрапункта, М., 1964, гл. 3.В. П. Фраенов.