Музыкальная энциклопедия - офферторий
Связанные словари
Офферторий
Возник тип О., состоявший из одноголосного песнопения, к-рое исполняли верующие, и многогол. части, основывавшейся на хоральной мелодии в качестве cantus firmus (О. композиторов парижской школы Нотр-Дам). Со 2-й пол. 16 в. стали создаваться О. без cantus firmus, в свободном мотетном стиле (см. Мотет). Наиболее значит. О. этого стиля "Оффертории на весь год" ("Offertoria totius anni") Палестрины (1593) и 4-5-гол.
О. "Священные песнопения" ("Sacrae cantiones") Лассо (1582 и 1585). В 17-18 вв. О. стал центр. частью "особой мессы" и создавался в виде полнозвучных 6-7-го-лосных или многохорных песнопений. В 18 в. преобладал тип более простого по музыке 4-гол. О., авторы к-рого стремились к возможно более ясной подаче текста. Возникли и новые формы О. в виде чисто инстр.
органной пьесы, концертного плана арии с инстр. сопровождением, кантаты. В таких О. часто использовались свободные, неканонич. тексты. В 18-19 вв. композиторы вернулись к литургич. текстам. В числе авторов О. Й. и М. Гайдны, В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, Ф. Лист, А. Брукнер и др.
Литература: Lipphardt W., Die Geschichte des mehrstimmigen Proprium Missae, Hdlb., 1950; Steiner R., Some questions about the Gregorian offertories and their verses, "JAMS", 1966, v. 19; см. также лит. при статьях Месса, Григорианское пение. .