Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - оффенбах ж.

Оффенбах ж.

(Offenbach; наст. фам. Эбершт, Eberscht) Жак (Якоб) (20 VI 1819, Кёльн 4 X 1880, Париж) франц. композитор, театр. дирижёр, виолончелист. Детские годы провёл в Германии. Первым учителем музыки был отец кантор синагоги Исаак Иуда Эбершт (1779-1850, уроженец г. Оффенбах-ам-Майн). С 6 лет играл на скрипке, с 9 на виолончели, выступал в составе семейного струн. трио (со старшим братом и сестрой) на вечерах и публич. концертах. В 1833 переехал в Париж (Франция стала второй родиной О.). Учился в Парижской консерватории (1833-34), играл в театр. оркестрах, выступал в салонах, сочинял сентиментальные баллады, танц. музыку для балов. Брал уроки композиции у Ф. Галеви (1835). Дебют О. в качестве театр. композитора в т-ре "Пале-Руаяль" (1839) прошёл незамеченным. В 40-е гг. концертировал в городах Франции и Германии, с успехом дирижировал в Лондоне (1844). В его конц. программах преобладали собств. произв., в т.ч. небольшие муз.-комедийные сценки, прообразы будущих оперетт. Уже в ранних соч. проявилась склонность О. к комич. эффектам и пародии ("Басни Лафонтена", 1842; сценич. дуэт "Монах-нелюдим", 1843; бурлескная пародия на оду-симфонию "Пустыня" Давида, 1846). В 1850-55 был штатным композитором и дирижёром т-ра "Комеди Франсез". В 1855 получил лицензию на открытие в Париже собств. т-ра "Буфф-Паризьен" (руководил им до 1862) для пост. пантомим и муз.-сценич. миниатюр, рассчитанных не более чем на 3 (позже 4) персонажа. Будучи директором, композитором, дирижёром и режиссёром т-ра, О. пост. много одноактных оперетт. Популярность завоевали пародийно-сатирич. буффонады "Двое слепых", "Ба-та-клан" ("китайская муз. безделушка", обе 1855), "Тромб-аль-Касар" (1856), "Крокефер, или Последний паладин" (1857). В 1858, добившись разрешения ставить большие многоактные спектакли с любым количеством персонажей, О. создал одно из лучших своих произв. оперетту "Орфей в аду" (либр. Э. Кремьё и Л. Галеви, 1858). Антич. миф об Орфее стал поводом для остроумной пародии на оперу традиц. типа и одноврем. на бурж.-аристократич. общество Второй империи. Оперетта имела огромный успех, к-рый упрочили "Женевьева Брабантская" (1859), "Песенка Фортунио" (1861) и особенно оперетты (на либр. А. Мельяка и Галеви, его постоянных либреттистов) "Прекрасная Елена" (1864), "Синяя Борода", "Парижская жизнь" (обе 1866), "Герцогиня Герольштейн-ская" (1867), "Перикола" (1868), "Разбойники" (1869). 60-е гг. наиболее яркая пора в творч. биографии композитора. Творчество О. находилось в центре художеств. жизни Второй империи. Его произв., мелодии из к-рых распевались публикой, составляли постоянный репертуар парижских т-ров, ставились в Лондоне, Вене (специально для Вены написал романтич. оперу "Рейнские русалки", 1864), Берлине, Петербурге. Он выступал также как дирижёр блестящий интерпретатор собств. соч. Под влиянием творчества О. в Вене и Лондоне возникла нац. оперетта. Во Франции его традициям следовали Ф. Эрве, Ш. Лекок, Л. Делиб.

Крах Второй империи, события франко-прусской войны и Парижской Коммуны положили конец парижским триумфам О. Интерес к его творчеству упал. В новой обществ.-политич. обстановке пародия и сатира утратили популярность. Вкусы публики изменились, вновь создаваемые произв. О., а также редакции прославленных оперетт ("Орфей в аду", "Перикола", "Женевьева Брабантская") не имели успеха. Попытка новой антрепризы (1873-75, т-р "Гетй") завершилась банкротством и разорением. Стремясь поправить материальное положение, О. предпринял гастрольную поездку в США (1876-77) в качестве дирижёра "садовых" концертов в Нью-Йорке и Филадельфии. Последние годы жизни композитора отмечены творч. подъёмом. Оперетты "Мадам Фавар" (1878) и "Дочь тамбурмажора" (1879), написанные в традициях комич. оперы, в художеств. отношении не уступают его лучшим соч. прежних лет. Лебединая песня О. лирико-фантастич. опера "Сказки Гофмана" (либр. Ж. Барбье по мотивам соч. Э. Т. А. Гофмана, 1880; завершена лишь в клавире, после смерти О. инструментована Э. Гиро; впоследствии было сделано неск. ред., разговорные сцены заменены речитативами).

О. основоположник и крупнейший представитель франц. оперетты. Его творчество ярчайшая страница в истории этого жанра. В муз.-театр. произв. О. (св. 100) сценич. традиции и муз. формы комич. оперы сочетаются с злободневным иск-вом парижских бульваров, с гор. муз. фольклором. Его музыка привлекает мелодич. щедростью, изяществом оркестровки, пронизана общедоступными бытовыми интонациями и ритмами (широко используются бытовые танцы вальс, кадриль, галоп, канкан). Высмеивая в пародиях рутину, он утверждал новый тип муз. спектакля, обращённого к широкой демократич. аудитории. Оперетты О. насыщены элементами сатиры, отличаются злободневностью. Он был певцом и одноврем. разоблачителем Второй империи. Под маской развлекательности О. показал картину политич. и морального разложения совр. ему бурж. общества и стал "одним из величайших сатириков в истории музыки" (И. И. Соллертинский). Мастер муз. комедии и буффонады, композитор-песенник и муз. публицист, О. обладал также ярким ли-рич. дарованием. В его соч. сосуществуют лирика, комедийность, гротеск, взаимно оттеняя и обогащая друг друга. С особой силой лирич. дар О. проявился в опере "Сказки Гофмана".

Сочинения: оперы Рейнские русалки (Die Rheinnixen, 1864, Венская придв. опера), Сказки Гофмана (Les contes d'Hoffmann, 1881, "Опера комик", Париж); оперетты (комич. оперы) Орфей в аду (Orphйe aux enfers, 1858, "Буфф-Паризьен", Париж; 2-я ред., 1874, т-р "Гетй", Париж), Женевьева Брабантская (Geneviиve de Brabant, 1859, "Буфф-Паризьен"; 2-я ред., 1867, "Меню Плезир"; 3-я ред., 1875, "Гетй", Париж), Болтуны (Les bavards (Bavard et bavarde), 1863, Эмс), Прекрасная Елена (La belle Hйlиne, 1864, "Варьете", Париж), Синяя Борода (Barbe-Bleue, 1866, там же), Парижская жизнь (La vie parisienne, 1866, "Пале-Руаяль", Париж), Великая герцогиня Герольштейнская (La grande-duchesse du Gerolstein, 1867, "Варьете", Париж), Робинзон Крузо (1867, "Опера комик", Париж), Замок Тото (Le chвteau а Toto, 1868, "Пале-Руаяль", Париж), Перикола (1868, "Варьете", Париж; 2-я ред., 1874, там же), Вер-Вер (1869, "Опера комик", Париж), Трапезундская принцесса (La princesse de Trйbizonde, 1869, Баден-Баден), Разбойники (Les brigands, 1869, "Варьете", Париж), Браконьеры (Les braconniers, 1873, там же), Хорошенькая парфюмерша (La jolie parfumeuse, 1873, "Ренессанс", Париж), Мадам Аршидюк (1874, "Буфф-Паризьен", Париж), Состоятельная булочница (La boulangиre а des иcus, 1875, "Варьете", Париж), Креолка (La crйole, 1875, "Буфф-Паризьен", Париж), Путешествие на луну (Le voyage dans la lune, 1875, "Гетй", Париж), Мадам Фавар (Madame Favart, 1878, "Фоли драматик", Париж), Дочь тамбурмажора (La fille du tambourmajor, 1879, там же); одноактные оперетты и муз. буффонады Альков (L'alcфve, 1847, конц. зал "Тур д'Овернь", Париж), Пепито (1853, "Варьете", Париж), Сокровище Матюрена (Le trйsor а Mathurin, 1853, конц. зал Герца, Париж; 2-я ред. Помолвка при фонарях, Le mariage aux lanternes, 1857, "Буфф-Паризьен", Париж), Люс и Люсетта (1854, конц. зал Герца, Париж), Ой-ай-ай, или Царица островов (Оуayaye ou La reine des оles, 1855, "Фоли нувель", Париж), Двое слепых (Les deux aveugles, 1855, "Буфф-Паризьен", Париж), Ба-та-клан (Ba-ta-clan, 1855, там же), Почтальон-заложник (Le postillon en gage, 1856, там же), Тромб-аль-Касар, или Драматические преступники (Tromb-al-Cazar ou Les criminels dramatiques, 1856, там же), Роза из Сен-Флура (La rose de Saint-Flour, 1856, там же), Сапожник и финансист (Le savetier et le financier, 1856, "Буфф-Шуазель", Париж), Три поцелуя дьявола (Les trois baisers du diable, 1857, "Буфф-Паризьен", Париж), Крокефер, или Последний паладин (Croquefer, ou Le dernier des paladins, 1857, там же), Два рыбака (Les deux pкcheurs, 1857, там же), Песенка Фортунио (La chanson de Fortunio, 1861, там же), Г-н Шуфлери остаётся дома (M. Choufleuri restera chez lui le..., также под назв.: Званый вечер с итальянцами, 1861, там же), Жанна плачет, а Жан смеётся (Jeanne qui pleure et Jean qui rit, 1864, Эмс), Багатель (Bagatelle, 1874, "Буфф-Паризьен", Париж); балеты Арлекин-цирюльник (Arlequin barbier, балет-буффонада, 1855, "Буфф-Паризьен", Париж), Бабочка (La papillon, 1860, "Гранд-Опера", Париж); пантомимы Пьеро-клоун (Pierrot clown, 1855, "Буфф-Паризьен", Париж), Полишинель в свете (Polichinelle dans le monde, 1855, там же); водевили-Паскаль и Шамбор (1839, "Пале-Руаяль", Париж), Бразилец (1863, там же); музыка для драм. т-ра Гасконец (совм. с А. Визентини, 1873, "Гетй", Париж), Ненависть (La haine, 1874, там же) и др.

Литературные сочинения: Offenbach en Amйrique. Notes d'un musicien en voyage, P., 1877.

Литература: Михайловский H., Дарвинизм и оперетки Оффенбаха, "Отечественные записки", 1871, No 10, то же, в его кн.: Соч., т. 1, СПБ, 1896; Homo Novus (Кугель A.), Заметки, "Театр и искусство", 1905, No 39, с. 626-28; Коломийцов В., Гофман и Оффенбах, "День", 1916, 22 марта, то же, в кн.: Коломийцев В., Статьи и письма, Л., 1971; Соллертинский И., Жак Оффенбах, Л., 1933, то же, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956, и Исторические этюды, т. 1, Л., 1963; Янковский М., Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР, Л. М., 1937; его же, "Дочь тамбур-мажора". Жак Оффенбах и его творчество. Краткое либретто, Л., 1937; его же, Оффенбах и "Жюстина Фавар", в сб.: "Жюстина Фавар". Оперетта Ж. Оффенбаха, Л., 1940; Владимирская A., Звёздные часы оперетты, Л., 1975; Mirecourt E. de, Offenbach, P., 1867; Argus, Jacques Offenbach. Biographie, portrait et autographe, P., 1872; Martinet A., Offenbach. Sa vie et son oeuvre, P., 1887; Bekker P., Jacques Offenbach, В., (1909), Saint-Saлns C., Jacques Offenbach, в его кн.: Йcole buissonniиre. Notes et souvenirs, P., (1913); Rieger E., Offenbach und seine Wiener Schule, W. В., 1920; Schneider L., Offenbach..., P., 1923; Brancour R., Offenbach, P., 1929; Hense1er A., Jacob Offenbach, В. Schцneberg, (1930); Kracauer S., Jacques Offenbach ou Le secret du Second Empire, P., 1937; его же, Offenbach and the Paris of his time, L., 1937; Sitwell S., La vie parisienne; a tribute to Offenbach, L., (1937); Brindejont-Offenbach J., Offenbach, mon grandpиre, P., (1940) (нем. пер. Mein GroЯvater Offenbach, В., 1967); Moss A., Marvel E., Cancan and barcarolle. The life and times of Jacques Offenbach, N. Y., (1954); Deсaux A., Offenbach roi du Second Empire, (P., 1958), 1966; Silbermann A., Das imaginдre Tagebuch des Herrn Jacques Offenbach, B. Wiesbaden, (I960); Schneidereit O., Jacques Offenbach, Lpz., 1966; Jacob P. W., J. Offenbach in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, (Reinbek-Heidelberg), 1969; Вudis R., Nбpad monsieura Offenbacha, Praha, 1970; Mailer Fr., Jacques Offenbach ein Pariser in Wien, "ЦMz", 1972, Jahrg. 27; см. также лит. при ст. Оперетта.

А. А. Орелович.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое оффенбах ж.
Значение слова оффенбах ж.
Что означает оффенбах ж.
Толкование слова оффенбах ж.
Определение термина оффенбах ж.
offenbah zh. это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины