Музыкальная энциклопедия - оркестрион
Связанные словари
Оркестрион
1) Самоиграющий механич. муз. инструмент, конструкторы к-рого стремились воспроизвести звучание симф. оркестра. Приводился в действие пружинным механизмом или пневматич, устройством, позже силой электромотора. Как и в ряде др. механич. муз. инструментов, пьеса фиксировалась в виде соответств. образом расположенных выступов на вращающемся валу. О. изобретён в 18 в. Один из первых образцов оркестрион Т. А. Кунца (Прага, 1796-98). В 1806 в Вене И. Н. Мельцель создал О. под назв. "Пангармоникон", удачно имитировавший звучание не только духовых, но и струн. орк. инструментов. Для этого оркестриона Л. Бетховен написал пьесу "Победа Веллингтона, или Битва при Виттории" (впервые исп. в 1813, позднее исп. в орк. редакции). Высокой оценки Бетховена, А. Сальери, И. Н. Гуммеля заслужил оркестрион Леонгардта Мельцеля (мл. брата И. Н. Мельцеля) "Орфеусгармоникон" (1814). О. братьев X. Г. и И. Бауэров (Вена, 1828; выставлялся в Лейпциге в 1829) обладал флейтовыми, валторновыми, трубными регистрами, а также ударными (барабанами и тарелками); играл соч. Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Э. Н. Мегюля. Известность приобрёл О. (1851) дрезденского мастера Ф. Т. Кауфмана, поражавший мощью и полнотой звучания, исполнявший большие симф. произв. К О. относятся также разнообразные самоиграющие механич. органы, известные в Германии под назв.: Spieluhr, Mechanische Orgel, ein mechanisches Musikwerk, ein Orgelwerk in eine Uhr, eine Walze in eine kleine Orgel, Flцtenuhr, Laufwerk и др. Специально для этих инструментов писали Гайдн, Моцарт, Бетховен. В России они назывались "часы-органы", их действие было связано с часовым механизмом. В петерб. дворце Г. А. Потёмкина (1791) имелись большие "самоигральные" часы. Распространение получили стенные часы "с флейтами, курантами и гуслями", механич. "вокальные часы" вроде тех, что играли "десять разных музыкальных штук, из коих шесть на трех инструментах, первою и второю флейтою, а при том на арфе и басе" (Москва, 1795). Производство О. в России началось на рубеже 18-19 вв. Выдающимся образцом был изготовленный в 1798-1801 "Механич. оркестр" (часы-орган, хранится в ленингр. Эрмитаже) петерб. часового мастера И. Штрассера (Страссера). Этот инструмент исп. нек-рые соч. Гайдна и Моцарта. Ещё более обширным репертуаром (увертюры Вебера, Россини) обладал "Механический оркестр" мастера К. Краузе (Петербург, 1845). Небольшие механич. органы-оркестры встречались во 2-й пол. 19 нач. 20 вв. в трактирах и частных домах (детские муз. впечатления П. И. Чайковского были связаны с перевезённым отцом композитора из Петербурга в Воткинск механич. органом "оркестриной", исп. арии из опер Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти). После изобретения грамзаписи необходимость в механич. самоиграющих инструментах О. и его разновидностях отпала.
2) Небольшой переносный орган, сконструированный аббатом Г. Й. Фоглером в Голландии (1780) с целью приблизить звучание этого инструмента к красочной палитре и динамич. разнообразию оркестра. Орган Фоглера имел 4 мануала, педаль, много регистров, швеллер для crescendo и diminuendo. После концертов в Германии, Франции, Испании, Швеции Фоглер со своим инструментом выступал и в России (1788). Под влиянием петерб. орг. мастера Ф. Кирпшика Фоглер ввёл важные усовершенствования в конструкцию своего О. (1790, Роттердам), придав звучанию инструмента, явившегося прообразом нового типа "романтич." органа, ярко выраженную оркестральность.
В России известный арабист и литератор О. И. Сенковский построил (1849) с помощью орг. мастеров кабинетный орган О. ("клавиоркестр"), снабжённый 13 регистрами, в т. ч. имитирующими тембры кларнетов, флейт, гобоев, тромбонов, труб, валторн, фаготов и арфы. При игре на 2 мануалах можно было передать эффект pizzicato струнных, звучность скрипки, виолончели.
Литература: "Разные известия", приложение к газ. "Московские ведомости", 1795, 17 янв.; то же, там же, 20 янв.; "Известия", приложение к газ. "Санкт-Петербургские ведомости", 1801, 22 нояб.; то же, там же, 1802, 11 нояб.; "Московские ведомости", 1803, 10 янв.; Ф. Б. (улгарин), Органное заведение гг. Бруггера и Фуртвенглера в Москве, "Сев. пчела", 1841, 20 марта; Сенковская A. A., О. И. Сенковский. (Барон Брамбеус). Биографические записки его жены, СПБ., 1859; Санкт-Петербургский промышленный мир. Иллюстрированный сб., СПБ, 1892; Ройзман Л. И., Из истории органного искусства в России во 2-й половине 18 столетия, в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, сб. 3, М., 1962; его же, Фортепианное творчество Й. Гайдна, в изд.: Гайдн Й., Избранные сонаты для фп., вып. 1, М., 1966; Frimme1 Th., Mдlzls Kunstkabinett, "Wiener Zeitung", 1914,26. Juli; Rupp E., Abbй Vogler als Mensch, Musiker und Orgelbautheoretiker, Ludwigsburg, 1922; Кinsky G., Beethoven und die Flцtenuhr, в кн.: Beethovens Almanach der deutschen Musikbьcherei, Regensburg, 1927; Haas R., Th. A. Kunz und sein Orchestrion, "Der Auftakt", 1931, Jahrg. 11, H. 2; Zieg1er G., Musikautomaten, там же, 1933, Jahrg. 13; Naumann J. К. F., Beethovens Schlachtengemдlde in Tцnen fьr einen Musikautomaten, "Die Musik", 1939, Jahrg. 31, H. 4; Rоth A., Geschichte der Harmonika-Volksmusikinstrumente, Essen, 1954; Histoire de la boоte а musique et de la musique mйcanique, Lausanne-P., 1955; Altman L., Beethoven organ works, L., 1962.Л. И. Ройзман.