Музыкальная энциклопедия - педаль
Связанные словари
Педаль
1) У фп., клавесина, фисгармонии, механич. фп., арфы, в литаврах деталь рычажного устройства, управляемая ногами. У разных инструментов служит разл. целям.
Фортепьянная правая П. изобретена в 1781 А. Бейером; её нажатие приподнимает все демпферы, благодаря чему струны свободно резонируют; это даёт возможность продлевать и связывать звуки, усиливать и обогащать звучание. Нажатие и снятие П. обозначаются в нотах знаками: и или . Нажатие левой П. у рояля сдвигает вправо все молоточки, они ударяют в нижнем регистре по одной струне вместо двух, в среднем и верхнем регистрах по двум струнам вместо трёх, что ослабляет звучание (у пианино в тех же целях левая П. приближает молоточки к струнам). Левая П. обозначается: II или словами una corda. Обе осн. фп. П. стали применяться в инструментах с 1783 в Англии (фирма "Бродвуд") и с 1784 во Франции (фирма "С. Эрар"); с кон. 18 в. указания на П. впервые встречаются в фп. сонатах Й. Гайдна. 3-я П., т. н. задерживающая (или "средняя" П.), изобретена в 1844 Ж. Л. Буассело и усовершенствована в 1862 К. Монталем; введена в употребление в 1873. Она поднимает только демпферы клавиш, по к-рым ударяют пальцы в момент нажатия П., благодаря этому звуки, соответствующие этим клавишам, "выдерживаются", продолжают звучать. После введения 3-й П. фирмой "Стенуэй" она стала использоваться и др. фп. фабриками.
Арфовая П. служит для перестройки инструмента в разл. тональности. Изобретена ок. 1720 инстр. мастером С. Хохбруккером из Донаувёрта (Бавария), приспособившим к арфе педально-крючковый механизм. Каждая П. воздействует на одноимённые струны звукоряда арфы во всех его октавах, повышая их настройку на полтона. Первоначально Хохбруккер ввёл 5 П. (при струнах С, D, F, G, А), позволявших (при строе C-dur) использовать 6 мажорных и 3 минорные тональности, затем 7 П. На 7-педальной арфе (строй Es-dur, педали при струнах В, Es, As, F, С, G, D) использовались 8 мажорных и 5 минорных тональностей. Позднее к П., изменяющим высоту звучания, были добавлены П. для глушения струн (демпферы) и для открывания и закрывания резонаторных отверстий на деке (т. н. эффект эха). В 18 в. мастера семьи Кузино сконструировали арфу с двойным рядом П., однако арфа с 14 П. не получила распространения. В кон. 18 в. франц. мастер С. Эрар сконструировал арфу с дисками, на к-рых имелись 2 штифта (вилки), при повороте диска зажимающие струну и повышающие её звучание на полтона. В 1801 этот мастер изобрёл арфу с вилочным механизмом и двойным движением П. (, , ). Арфа Эрара с 7 П. "двойного действия" стала прототипом всех последующих конструкций. Совр. арфа с двойным движением П. (строй Ces-dur) позволяет использовать все тональности, а также приёмы игры, основанные на энгармонич. замене звуков, что и сделало её полноценным конц. и орк. инструментом.
2) В органе, клавикорде, клавесине клавиатура для ног.
Органная П. изобретена Л. ван Вальбеке (ум. в 1318). Педальная клавиатура в совр. органе обычно одна, имеет 32 деревянные клавиши (объём ок. 22/3 октав, С g1).
Педальная клавиатура клавикорда впервые упоминается в муз. трактате П. Паулиринуса из Праги ("Tractatus de musica", 1459-63).
Клавесины с педальной клавиатурой не получили распространения. Нек-рые орг. произв. И. С. Баха первоначально предназначались для исп. на педальном клавикорде или клавесине (сонаты, BWV 525-30; пастораль, BWV 590 и др.). Ножная клавиатура у фп. получила нек-рое распространение в кон. 18 2-й пол. 19 вв. Ряд произв. для фп. с педальной клавиатурой написан В. А. Моцартом (концерт d-moll, K.-V. 466; каденция к концерту A-dur, K.-V. 488; фантазия и фуга C-dur, K.-V. 394) и Р. Шуманом ("Канонические упражнения", ор. 56; "Эскизы", ор. 58). Фп. с педальной клавиатурой пользовался Ф. Лист (большой педальный рояль находился в его доме в Веймаре с 1854). В 18 в. возник педальный клавикорд, использовавшийся в домашнем музицировании. Среди совр. фирм, изготовляющих клавесины, инструменты с П. выпускает фирма "Нёйперт" (ФРГ).
У фисгармонии при помощи П. нагнетается воздух в мехи, у механического фортепьяно приводятся в действие пневматич. механизм, зубчатые и цепные передачи.
В литавре (т. н. педальная литавра, итал. timpani a pedali) П. перестраивает инструмент в др. тон; при перестройке П. воздействует на центр. настроечный винт (тон настройки показывает на шкале передвижная рукоятка). Возможность быстрой перестройки позволяет исполнять на одном инструменте мелодич. ряд звуков. П. для литавры изобретена в 1855 парижским мастером П. Л. Готро. Для удобства исполнителя, играющего на неск. ударных инструментах в оркестре, иногда применяют приставную или пристроенную к инструменту П. (при пользовании колотушкой, палочкой, одной из тарелок и др.).
Литература: Зимин П., Фортепиано в его прошлом и настоящем, М., 1934, расширенное изд. под назв.: История фортепиано и его предшественников, М., 1968; Поломаренко И., Арфа в прошлом и настоящем, М. Л., 1939; Язвинская Е., Арфа, М., 1968; Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975; Mоdr A., Hudebni nбstroje, Praha, 1938 (рус. пер. Mодр A., Музыкальные инструменты, M., 1959, с. 174-176); Sachs С., Real-Lexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1962; его же, Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920, Lpz., (1966); его же, The history of musical instruments, N. Y., (1940); Neupert H., Das Cembalo, eine geschichtliche und technische Betrachtung der Kielinstrumente, Kassel, 1933, 1956; его же, Das Klavichord. Geschichte und technische Betrachtung des "eigentlichen Claviers", Kassel, 1948, 1956; Bruggaier E., Studien zur Geschichte des Orgelpedalspiels in Deutschland bis zur Zeit J. S. Bachs, Fr./M., 1959; Hubbard F., Three centuries of harpsichord making, Camb. (Mass.), 1965; Mаrсuse S., Musical instruments, L., 1966, p. 324, 397; Sumner W., The organ, L., (1975). см. также лит. при статьях Фортепьяно, Арфа, Орган, Клавесин, Педализация.Г. М. Коган, Л. И. Ройзман, Б. В. Доброхотов, А. Е. Майкапар.