Музыкальная энциклопедия - фортепьяно
Связанные словари
Фортепьяно
На Ф. приложенное к клавише усилие вызывает удар молоточка, головка к-рого обтянута особым войлоком (фильцем), по хору струн. Передача энергии движения пальца молоточку, ударяющему по струне, осуществляется посредством сложной системы механики фортепьянной. В совр. Ф. каждой клавише соответствуют 3 струны в среднем и верхнем регистрах, 2 в басовом, на самые низкие приходится по 1-й струне; каждый хор струн настроен в унисон. Одноврем. с нажатием клавиши и ударом молоточка по струне от неё отделяется демпфер. При нажатии правой педали отделяются от струн все демпферы; это даёт возможность продлевать и связывать звуки, усиливать и обогащать их звучание благодаря свободному резонансу струн. Нажатие левой педали у рояля сдвигает вправо все молоточки, они ударяют в нижнем регистре по одной струне вместо двух, в среднем и верхнем по двум вместо трёх, что ослабляет звучание и изменяет тембр; у пианино в тех же целях левая педаль приближает молоточки к струнам. Все струны делаются из стали, басовые обвиты дополнит. медной проволокой. Струны с одной стороны закрепляются на металлич. штифтах, с другой прикрепляются к металлич. колкам, с помощью к-рых осуществляется их настройка. Струны натянуты над деревянной резонансной декой. Суммарная сила натяжения струн совр. Ф. достигает 20 тонн; для противодействия этой силе применяется чугунная рама (до 19 в. изготовлялась из дерева). Корпус P. делается из склеенной в неск. слоёв древесины определ. пород дерева, наружный слой полируется. Совр. Ф. имеют диапазон А2-с5 (7 1/4 октавы) или А2-а4 (у б. ч. пианино); у конц. роялей австр. фирмы "Бёзендорфер" он расширен вниз до С2, образуя 8 октав.
Конструкция совр. Ф. результат длительной эволюции инструмента, изобретённого в нач. 18 в. Предшественником Ф. из клавишных муз. инструментов является клавикорд, имеющий систему т.н. тангентов (металлич. наконечники), к-рые воздействуют на струны, ударяя по ним снизу, а не клавесин (как считали нек-рые историки музыки), у к-рого звук извлекается щипком струны.
Ф. появилось почти одноврем. в 3 странах; его изобрели независимо друг от друга клавирные мастера в Италии Б. Кристофори (Флоренция, 1709-11), во Франции Ж. Мариус (Париж, 1716-17), в Германии школьный учитель музыки К. Г. Шрётер (Нордхаузен, 1717-21). Г. Зильберман, усовершенствовавший механику Кристофори Шрётера, в 1735, демонстрировал свои первые образцы И. С. Баху, но не получил его одобрения, т.к. в эпоху расцвета клавесина и др. клавишно-щипковых инструментов Ф. по сравнению с ними звучали грубо и казались более примитивными. Ф. с механикой, разработанной преемником Зильбермана И. А. Штейном в Аугсбурге, высоко оценил в 1777 В. А. Моцарт (до этого он выше всех ставил инструменты Ф. Я. Шпата из Регенсбурга). Фортепьяно Штейна были снабжены двумя педалями совр. типа, к-рые полностью заменили особые "коленные" рычаги, имевшиеся на предшествующих образцах. В 1794 И. А. Штрейхер, работавший в Вене, пользуясь советами Л. Бетховена (был с ним дружен), создал на основе Ф. с механикой Штейна более совершенную, звучную модель. (Механика И. А. Штейна И. А. Штрейхера называлась немецкой или венской.) На усовершенствованных Штейном и Штрейхером Ф. играть стало гораздо легче, чем на более ранних моделях (значительно уменьшилась затрата энергии для преодоления сопротивления клавиши), пианист получил возможность свободно исполнять орнаментальные фигурации.
В 1770 голл. мастер А. Бекерс, работавший в Лондоне, изобрёл новый тип механики, т.н. английскую; в его Ф. нек-рые трудности звукоизвлечения компенсировались большей мощностью звучания.
На пути эволюции Ф. возникали и разл. рода "ответвления". Так, нек-рые мастера пытались объединить Ф. с др. инструментами, в первую очередь с органом. Такие "клавиорганы" (Claviorganum, Lautenklavier и др.) получили нек-рое распространение в кон. 18 в. (после 1770); в России они назывались "организированные" Ф. (piano organisй) или "P. с органами" (для такого солирующего клавиоргана с небольшим орк. составом Д. С. Бортнянский в 1790 написал конц. симфонию). Непродолжительное время изготовлялись также Ф., сочетавшие клавесинный и фп. механизмы.
Среди др. разновидностей Ф. с педальной (ножной) клавиатурой, по объёму равной органной; специально для педального фортепьяно Р. Шуман написал Этюды ор. 56, Эскизы ор. 58 и 6 фуг ор. 60 (также для органа), Ш. Гуно конц. сюиту для "педального Ф." с оркестром.
Известно, что Ф. Лист также проявлял интерес к педальному Ф. Однако такой инструмент большого распространения не получил; он используется лишь как домашний (учебный) для органистов.
В процессе эволюции Ф. менялась его форма. Образцы с горизонтально расположенной механикой могли иметь прямоугольную форму корпуса (назывались "столовыми Ф." Tafelklavier; неск. экземпляров хранится в Музее муз. инструментов Ун-та им. К. Маркса в Лейпциге) или крыловидную (в Германии назывались флюгель, нем. Flьgel крыло; в России флигель; во Франции рояль, франц. royal королевский; это назв. утвердилось также в России). Совр. названия: рояль (нем. Flьgel, итал. Pianoforte a corde, франц. royal, piano а queue, англ. grand piano) и пианино ? P. с вертикальной механикой (нем. Pianino, итал. pianino, франц. piano droit, англ. upright pianoforte); среди Ф. с вертикальной механикой были также т.н. пирамидальные Ф., или "жираффен-клавир", "жираффен-флигель" ("Giraffen-Flьgel").
Дальнейшие усовершенствования Ф. были введены Дж. Бродвудом в Лондоне (см. "Бродвуд"; он сделал специально для Бетховена 4-хорное Ф., позволившее более выразительно исполнять его соч., с их усиленной динамикой и напряжённостью), затем С. Эраром, создавшим в Париже в 1823 (по др. источникам, в 1821 или 1822) Ф. с репетиционной механикой (см. Репетиция).
В России первыми мастерскими, изготовлявшими Ф., были предприятия работавших в Петербурге нем. мастеров И. А. Тишнера (1818-40-е гг.; его рояли высоко оценил М. И. Глинка, 1854) и К. Вирта (сер. 1820-х гг. 1857; его инструменты нравились А. С. Даргомыжскому, а также К. Шуман).
Появление Ф. ответило назревшей в процессе развития муз. иск-ва потребности в клавишном инструменте, к-рый обладал бы более сильным звуком по сравнению с клавесином и клавикордом и одноврем. позволял бы передавать широкую гамму динамич. оттенков. В числе первых композиторов, писавших для Ф., были представители венской классич. школы Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Но и многие их соч., ещё не предназначавшиеся для Ф., на Ф. звучат более впечатляюще. В последующее время развитие фп. музыки стимулировалось совершенствованием инструмента и, в свою очередь, активизировало поиски, направленные на улучшение механики и др. элементов конструкции Ф.
Ф. завоёвывало всё большую популярность и к кон. 18 в. вытеснило все др. виды клавишно-струн. инструментов. Мастерство пианистов 19-20 вв. во многом связано с максимальным использованием всех технич. возможностей последних моделей Ф., их выборочным комбинированием, включая иск-во педализации; поэтому у каждого пианиста-художника Ф. звучит индивидуально у одного с преобладанием "металла", "серебристости", у другого мягко, глубоко, у третьего "пышно", красочно и т.д. При игре на Ф. можно получить богатую звуковую колористич. палитру; несмотря на ударную природу звукообразования Ф., у искусного исполнителя оно может превратиться в певучий инструмент, а игра быть поэтичной, лирической.
Для Ф. существует огромная литература, в к-рую каждая нац. школа внесла свой вклад.
Литература: Бернард М., Искусство настраивать фортепиано, СПБ, 1848, М., 1926; Боткин В., Об эстетическом значении новой фортепьянной школы, "Отечественные записки", 1850, т. 68, No 1; Дробиш P., Краткое наставление, как должно поступать при настраивании клавиатур инструментов, чтобы предохранить их от преждевременной порчи, М., 1854; Зимин П., Фортепиано в его прошлом и настоящем, M., 1934; его же, История фортепиано и его предшественников, М., 1968; Натансон В., Прошлое русского пианизма, М., 1960; Друскин М., Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веков, Л., 1960; Алексеев A., История фортепианного искусства, ч. 1-2, М., 1962-67; Бражников М., Фортепьяно, М., 1967; Фортепианное искусство. Аннотированный библиографический указатель 1945-1975, Новосиб., 1977; Ройзман Л., Орган в истории русской музыкальной культуры, M, 1979; Стасов В., О роли фортепьяно в музыке и о Листе, в сб. Избранные статьи, т. 5, M., 1980; Erаrd R., Perfectionnemens apportйs dans le mйcanisme du piano par leb Erards, R., 1834; Andrй C. A., Der Klavierbau, Lpz., 1855; Rimbault E. F., The pianoforte, its origin, progress and construction, L., 1860; Weitzmann С. F., Geschichte des Clavierspiels und der Clavierhteratur?, Stuttg., 1863, 1879; Fillmore J. С., Pianoforte music, its history, with biographical sketches and critical estimates of its greatest masters, Chi., 1883, Phil., 1900; Rrоsniz A., Handbuch der Klavierliteiatur, W., 1887, Lpz., 1918, Hipkins A. J., A Description and history of the pianoforte?, L. -N. Y., 1896; Vi11anis L. A., L'arte del pianoforte in Italia, Torino, 1407, Mil., 1909; Krehbiel H. E., The pianoforte and its music, N. Y., 1911; Воrren Ch. van den, Les engines de la musique de clavier en Angleterre, Brux., 1912; Gоebe1 J., Grundzьge des modernen Klavierbaues, B., 1921, 1952, Westerby H., The history of pianoforte music, L. N. Y., 1924; N. Y., 1971; Harding R. E. M., The Pianoforte its history traced to the great exhibition of 1851, Сamb., 1933, St Clair Shoies (Mich), 1976; Hirt F. J., Meisterwerke des Klavierbaues 1440-1880, Оlten, 1955; Gardien J., Les Йrard, (Thиse), R., 1962; Sasse К., Bemerkungen zur Berьcksichtigung des Klanges historischer Hammerflьgel fьr die Interpretation Beethovenscher Klavierwerke auf modernen Instrumenten, в кн.: Bericht ьber den internationalen Beethoven-KongreЯ 10. 12. Dezember 1970 in Berlin, B., 1971; Zeraschi H., Sasse K., Musikinstrumentensammlungen in DDR, "Bulletinsonderhefte Musikrat der DDR", Sektion der Internationalen Musikrates, hrsg. in Zusammenarbeit mit Unesko-Komission der DDR, B., (s. a.), Grover G., The piano its story from zither to grand, L., 1976.Л. И. Ройзман.