эстетич. концепция, исходящая из признания самодовлеющего значения формы в иск-ве, её независимости от идейно-образного содержания. Ф. отрицает связь иск-ва с действительностью и рассматривает его как особый вид духовной деятельности, сводящийся к созданию автономных художеств. конструкций. Теоретич. изложением формалистич. концепции в музыке явилась направленная против романтич. эстетики книга Э. Ганслика "О музыкально-прекрасном" ("Vom MusikalischSchцnen", 1854). Ганслик утверждал, что "музыка состоит из звуковых последований, звуковых форм, не имеющих содержания, отличного от них самих". Он не отрицал, что
музыка может вызывать у слушателя те или иные эмоции, образные ассоциации, но рассматривал их как субъективные. Взгляды Ганслика оказали значит. влияние на дальнейшее развитие зап.-европ. муз. науки, что проявилось, в частности, в отграничении объективного науч. анализа от эстетич. оценки. Выявление художественно прекрасного в муз. иск-ве, по словам Г. Адлера, лежит за пределами доступного науч. познанию. В 60-70-е гг. 20 в. на Западе получил распространение т.н. метод структурного анализа, при к-ром муз. форма рассматривается с точки зрения системы числовых отношений и превращается тем самым в абстрактную конструкцию, лишённую выразительносмыслового значения. Это, однако, не означает, что всякий анализ отдельных элементов или общих структурных закономерностей музыки, присущих определ. историч. этапу её развития, является формалистическим. Он может и не быть самоцелью и служить задачам более широкого эстетич. и культурно-историч. порядка.
Гипертрофия формального начала возникает в художеств. творчестве обычно в периоды его кризиса. Она достигает крайней степени в нек-рых течениях совр. авангардизма, для к-рых главным принципом становится погоня за внешними новациями. Настоящее иск-во не может быть лишено содержания и ограничиваться формальной "игрой звуков".
Понятие P. иногда толковалось слишком расширительно и отождествлялось со сложностью муз. письма, новизной выразит. средств, что приводило к необоснованно негативной оценке ряда крупных совр. композиторов, как зарубежных, так и отечественных, огульно зачислявшихся в лагерь формалистов, и к поощрению упрощенческих тенденций в творчестве. В 60-70-е гг. 20 в. эти ошибки, тормозившие рост сов. муз. творчества и науч. мысли о музыке, подверглись решительной критике.
Ю. В. Келдыш.