Музыкальная энциклопедия - форкель и. н.
Связанные словари
Форкель и. н.
Как теоретик Ф. разработал систему музыкознания, складывающуюся из физич. и математич. учений о звуке, муз. грамматики, муз. риторики и муз. критики. Для Ф.-историка музыка также была объектом систематизации. Ф. придерживался мысли о постепенном совершенствовании музыкального искусства, проходящем с местными взлётами и спадами, но неуклонно. По Ф., уже к сер. 18 в. музыка достигла "наибольшей красоты и мужественной зрелости". Гл. трудом своей жизни считал "Всеобщую историю музыки" (1790-1801). В нём Ф. хотел проследить развитие музыки от истоков до вершины; этой вершиной, по его мнению, было творчество И. С. Баха. Вышло в свет только два тома, в них изложение доведено до 16 в. Неизданной осталась работа Ф. "История музыки в памятниках от древнейших времён до новейшего времени" ("Geschichte der Musik in Denkmдlern von der дltesten bis auf die neueste Zeit"). В 1805, во время оккупации Лейпцига, французы перелили на пули подготовленные к печати (совм. с Й. Зонлейтнером) свинцовые доски 1-го тома; после этого Ф. не решился вновь приступить к изданию "Памятников". До наст. времени сохранила ценность библиографич. работа Ф. "Всеобщая музыкальная литература" (1792) подробный аннотированный указатель более чем 3 тыс. книг и статей о музыке на разных языках.
Важнейшую роль для музыкознания сыграла деятельность Ф.-баховеда. На протяжении всей жизни он коллекционировал рукописи соч. И. С. Баха, получал сведения о жизни композитора от его старших сыновей. Книга Ф. "О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастиана Баха" первая монография о Бахе, остаётся важным историч. документом. В трактовке муз. наследия Баха Ф. допустил, однако, существ. просчёты. Догматически понимая процесс совершенствования произв. иск-ва как отсечение второстепенного, он ошибочно считал наиболее краткие ранние версии баховских соч. самыми совершенными. Взгляды Ф.-критика были во многом ограниченными; не понимая новых процессов, происходящих в музыке, он отрицательно относился к творчеству К. В. Глюка, у Я. Гайдна ценил только квартеты, В. А. Моцарта порицал за "ложный путь", якобы избранный им, не заметил Л. Бетховена. Творчество Ф.-композитора (кантаты, фп. соч., песни) историч. значения не имеет.
Сочинения: Ьber die Theorie der Musik insofern sie Liebhabern und Kennern notwendig und nьtzlich ist, Gott., 1774, 1777; Musikalisch-kritische Bibliothek, Bd 1-3, Gotha, 1778-79, Hildesheim, 1964; Ьber die beste Einrichtung цffentlicher Concerte, Gott., 1779; Ankьndigung des akademischen Winter-Concerts, Gott., 1784; Genauere Bestimmung einiger musikalischen Begriffe, Gott., Ц80; Allgemeine Geschichte der Musik, Bd 1-2, Lpz., 1788-1801, факсим. изд., hrsg. von O. Wessely, Graz, 1967; Allgemeine Literatur der Musik oder Anleitung zur Kenntnis musikalischer Bьcher, Lpz., 1792, Hildesheim, 1962; Ьber J. S. Bach's Leben, Kunst und Kunstwerke, Lpz., 1802, В., 1978 (рус. пер. О жизни, искусстве и произведениях И. С. Баха, М., 1974).Литература: Копчевский Н., О Форкеле, его книге и о ранних публикациях сочинений И. С. Баха, послесловие в кн.: Pоrкель И. Н., О жизни... И. С. Баха, М., 1974; TеЯmеr H., J. S. Bach im цffentlichen Schrifttum, "Neue Musikzeitung", 1919, v. 34; Riemann H., GrundriЯ der Musikwissenschaft, Lpz., 1908, 1928; Sсhleder H., Aus dem Leben J. N. Porkels, "Zeitschrift fьr evangelische Kirchenmusik", 1930, Jahrg. 8; Кinsky G., Aus Forkels Briefen an Hoffmeister und Kьhnel, "JbP", 1933, Jahrg. 39; Edelhоff H., J. N. Forkel, Gott., 1935; Franck W., Musicology and its founder J. N. Forkel, "MQ", 1949, у. 35, No 4; Knelf T., Forkel und die Geschichtsphilosophie des ausgehenden 18. Jahrhunderts, "Mf", 1963, Jahrg., 16, H. 3; Wessely O., Einleitung, в кн.: Forkel J. N., Allgemeine Geschichte der Musik, Bd 1, Graz, 1967.H. А. Копчевский.