Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - педрель ф.

Педрель ф.

(Pedrell) Фелипе (19 II 1841, Тортоса 19 VIII 1922, Барселона) испан. композитор и музыковед, фольклорист и муз.-обществ. деятель. Чл. Корол. академии изящных иск-в (1894). Ведущий деятель Ренасимьeнто. Муз. образование получил под рук. X. А. Нина-и-Серра, будучи певчим в Тортосском соборе. Писал музыку с 15 лет; как муз. критик выступал с 1867. В 1873-74 2-й дирижёр опереточной труппы в Барселоне, где работал и позднее (1882-94 и 1904-22). Основал изд-во для публикации совр. духовной музыки и еженедельный журн. "Notas musicales у literarias" (оба существовали лишь в течение 1 года). В 1888-96 редактор осн. им издания "Ilustra-cion musical Hispano-Americana". В 1895-1903 преподавал в Мадридской консерватории, читал лекции в зале "Атенео". Среди учеников И. Альбенис, Э. Гранадос, М. де Фалья. С 1904 руководил изд-вом "А. Вйдаль-и-Лимон". В историю музыки вошёл как организатор и идейный руководитель движения за возрождение нац. муз: культуры, программу к-рого изложил в манифесте "За нашу музыку" ("Рог nuestra musica" предисловие к оперной трилогии "Пиренеи", 1891, не завершена). Развивая идеи испан. музыковеда 18 в. А. Эксимено, считавшего нар. песню основой муз. художеств. системы каждого народа, П. видел путь возрождения испан. музыки в гармонич. сочетании опоры муз. фольклора с развитием нац. художественных традиций 16-18 вв. Важное значение имели его публикации соч. А. Кабесона, Т. Л. де Виктории, К. Моралеса в сб. "Испанская школа духовной музыки" ("Hispaniae schola musicae sacrae", t. 1-8, 1894-96) и "Антологии классических испанских органистов" ("Antologia de organistes clбsicos espaсoles", t. 1-2, 1908), полн. собр. соч. Т. Л. де Виктории (т. 1-8, 1902-12). Гармонизации мелодий в составленном П. сб. нар. испан. песен 13-18 вв. ("Cancionero musical popular espaсol", t. 1-4, 1918-22) отличаются глубиной проникновения в сущность нац. муз. фольклора. Он стремился с помощью освоения наследия испан. классиков 16 в. и использования нар. мелодий как основы муз. творчества поднять проф. нац. музыку до уровня передовых европ. композиторских школ, среди к-рых особенно высоко ценил русскую (считал её образцом для подражания в отношении творч. использования муз. фольклора и выражения нац. характера). В противоположность представителям т. н. регионализма, ограничивавшимся простым цитированием нар. мелодий и не владевшим совр. технич. приёмами письма, П. призывал к глубинному освоению скрытого в нар. мелосе гармонич. и ладового своеобразия. Решение этой задачи он связывал с овладением совр. средствами выразительности, внедрением достижений новейших школ разл. стран. Впервые с творчеством П. рус. музыкантов познакомил Ц. А. Кюи, к-рый поместил в журн. "Артист" (1894, No 41) его "Песню о звезде" из оперы "Пиренеи" и дал высокую оценку творчеству композитора. П. опубликовал статью об испан. музыке в России (газ. "La Vanguardia", 1910) и очерк о М. И. Глинке в Гранаде (рус. пер. в сб.: М. И. Глинка, М., 1958, с. 106-108).

Сочинения: оперы Квазимодо (по В. Гюго, 1875, Барселона), Мазепа (1881, Мадрид), Клеопатра (1881, Мадрид) Тассо в Ферраре (Il Tasso a Ferrara, 1881, Мадрид), Пиренеи (Els Pireneus, 1902, т-р Лицей, Барселона; 3 драмы с прологом), Маргинала (1905, Барселона; переработана из кантаты); сарсуэлы Люк-Лак (Lluch-Llach), Он и она (Elis y elles), Истина и ложь (La vertitad у la mentida), Стража (La guardiola); для солистов, хора и opк. месса, реквием, Stabat Mater; камерно-инстр. ансамбли струн. квартет (1878), струн. квинтет Гальярда (1879); соч. для фп.; песня в т. ч. циклы Ночи Испании (Noches de Espaсa, 1871), Весна (La primavera, 12 песен, 1880), Андалусийские ветры (Aires andaluces, 1889), Запахи земли (Aires de la tierra, 1889).

Литературные сочинения: Gramatica musical, Barcelona, 1872; Los musicos espaсoles antiguos y modernos en sus libros, Barcelona, 1881; Diccionario tйcnico de la musica, Barcelona, 1894; Diccionario biografico y bibliogrбfico de musicos y escritores de musica espaсoles, Portugueses y hispano-americanos antiguos y modernos, Barcelona, 1894-97; Teatro lirico Espafiol anterior al siglo XIX, T. 1-5, La Corufla, 1897-98; Prбctices preparatories de instrumentacion, Barcelona, 1902; Documents pour servir а l'histoire des origines du Thйвtre musical, P., 1908; La canзo popular catalana, Barcelona, 1906; Musicalerнas, Valencia, 1906; Barcelona Gatаlech de la Biblioteca musical de la Disputacio de Barcelona, v. 1-2, Barcelona, 1908-09; Musicos contemporвnйos y de otros tiempos, P., 1910; Jornadas de arte, P., 1911; Orientaciones, P., 1911; P. A. Eximeno, Madrid, 1920.

Литература: Кузнецов К., Из истории испанской музыки, "СМ", 1936, No 11; его же, Из истории испанской музыки. Этюды 3-5, "Музыка", 1937, No 23, 29, 32; Оссовский A., Очерк истории испанской музыкальной культуры, в его кн.: Избр. статьи, воспоминания, Л., 1961, с. 227-88; Fа1lа М., Felipe Pedrell, "RM", 1923, febr. (рус. пер. Фалья M. де, Фелипе Педрель, в его кн.: Статьи о музыке и музыкантах, М., 1971); Mitjana y Gordon R., La musica contemporвnea en Espaсa y Felipe Pedrell, Mбlaga Madrid, 1901; Al Maestro Pedrell. Escritos heortбsticos, Tortosa, 1911; Angles H., La musica espafiola, desde la edad media hasta nuestras dias. Catalogo de la exposicion historica celebrada en commemoraciуn del primer centenarlo del nacimiento del maestro Felipe Pedrell, 18 mayo 25 Junio 1941, Barcelona, 1941.

M. A. Вайсборд.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое педрель ф.
Значение слова педрель ф.
Что означает педрель ф.
Толкование слова педрель ф.
Определение термина педрель ф.
pedrel f. это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины