Музыкальная энциклопедия - ортис д.
Связанные словари
Ортис д.
(Ortiz) Диего (ок. 1510, Толедо г. смерти неизв.) испан. композитор, муз. теоретик и исполнитель на басовой виоле да гамба (т.н. виолон). С 1550-х гг. жил в Италии. В 1555-70 руководил капеллой при дворе герцога Альбы в Неаполе (состояла гл. обр. из исп. музыкантов). В историю музыки вошёл как один из первых теоретиков и практиков инстр. варьирования (т.н. диференсиас), принцип к-рого изложен в его осн. труде "Трактате о глосах..." (изд. в Риме; позднее неоднократно переиздавался в Германии); здесь он всесторонне разработал систему импровизац. варьирования. Трактат состоит из 2 книг; в 1-й излагаются правила исп. каденций и украшений, каждое из к-рых иллюстрируется небольшим фрагментом муз. произв. или отд. нотным примером; 2-я кн. включает соч. самого О. (17 ричеркаров для виолона и клавесина) и др. композиторов 16 в. Поставив задачу выработать правила импровизац. варьирования при ансамблевой игре на виолоне и клавесине, О. рассматривает 3 вида исполнения: оба музыканта импровизируют на данной основе; мелодия варьируется на виоле, клавесин аккомпанирует по аккордовой основе; произв. исполняется на клавесине, на виолоне играется варьированно один выбранный музыкантом голос. Приведённые в трактате соч. О. демонстрируют развитую систему композиции. Сложнейшая по ритмике партия виолона во всех образцах даётся в 1-голосном изложении. Партия сопровождения отличается простотой фактуры. Несмотря на 400-летнюю давность музыки О., она не кажется устаревшей; его ричеркары входят в репертуар совр. гамбистов. Среди др. соч. сб-ки вок. произв. для 4-7 голосов ("Musices liber I. Hymnos, magnificat, salve, motecta, psalmos, aliaque diversa cantica complectens", Venise, Gardano, 1565; переизд. в 16 в. в Берлине, Риме, Вене и др. городах Зап. Европы). Изд. 4 ричеркара из трактата О. (импровизации на шансон П. Сандрина; изд. Э. Т. Ферандом в его кн.: "Die Improvisation", 1956); 10 произв. опубликованы К. Проске и И. Г. Весселяком ("Musika Divina", 1859-1863, Bd 1, No 3-4); мотет "De Profunctis" издан Э. Эславой ("Lira sacrohispana", 1869).Литературные сочинения: Tratado de glosas sobre clбusulas y otros gйneros de puntos en la mъsica de violones nuevamente puestos en luz, Roma, 1553 (на итал. яз. Il primo libro de Diego Ortiz, Tolletano... Roma, 1553, факсимиле и пер. на нем. изд. М. Шнайдера, В., 1913, Kassel, 1936).Литература: Einstein A., Zur deutschen Literatur fьr Viola da Gamba im 16. und 17. Jahrhundert, Lpz., 1905 (Publikationen der Internationalen Musikgesellschaft, Beiheft 2); Kinkeldey O., Orgel und Klavier in der Musik des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1910; Subirб J., La mъsica en la Casa de Alba, Barcelona, 1927; Gombosi O., Zur Frьhgeschichte der Folia, "Acta Musicologica", 1936, Bd 8; Ferand E. T., Die Improvisation in der Musik, Z., 1938; Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., 1954; eго жe, The repertoire of Book II of Ortiz's tratado, в кн.: The Commonwealth of music, N. Y. L., 1965.Б. В. Доброхотов.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое ортис д.
Значение слова ортис д.
Что означает ортис д.
Толкование слова ортис д.
Определение термина ортис д.
ortis d. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):