Музыкальная энциклопедия - пашкевич в. а.
Связанные словари
Пашкевич в. а.
Композитору присущи мелодич. изобретательность, дар метких и острых характеристик, мастерство ансамблевого письма. Удачно воспроизводя в вок. партиях речевые интонации, П. предвосхитил принципы, характерные впоследствии для творч. метода А. С. Даргомыжского и М. П. Мусоргского. Ему удавалось достигнуть реалистич. обрисовки персонажей и жанрового фона действия. Уникальными для своего времени были большой монолог Скрягина из оперы "Скупой", основанный на аккомпанированном речитативе, секстет из оперы "Как поживёшь, так и прослывёшь", построенный на выкриках торговцев, расхваливающих свой товар. В сцене девичника из той же оперы, нек-рых сценах "Февея", в музыке к "Начальному управлению Олега" П. чутко воссоздаёт мелодич. строй рус. нар. песни. Важную драматургич. роль выполняет тщательно разработанная, подвижная орк. фактура. Среди опер П. выделяется "Несчастье от кареты", приближающаяся по характеру к чувствит. драме. Но дарованию композитора ближе сфера комедийных образов, иногда граничащих с пародией, гротеском. Лучшие из опер П. пользовались большой популярностью, они шли на сценах мн. городов России до сер. 19 в.
Издания сочинений: "Февей", клавир, перелож. И. Прача, СПБ, 1789 (переизд. П. И. Юргенсоном, 1895), "Начальное управление Олега", партитура, СПБ, 1791 (клавир изд. П. И. Юргенсоном, 1895), "Федул с детьми", клавир, СПБ, 1895, "Скупой", партитура, перелож. для фп. и исследование Е. Левашева, в серии: Памятники русского музыкального искусства, вып. 4, М., 1973.Литература: Рабинович А. С, Русская опера до Глинки, М., 1948, с. 105-15; Бокщанина E. A., О народности музыкального языка и особенности драматургии оперы М. Матинского "Санкт-Петербургский гостиный двор", Труды Гос. Музыкально-педагогического ин-та им. Гнесиных, вып. 1, 1959; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 300-24.Ю. В. Келдыш.