Музыкальная энциклопедия - пекин
Связанные словари
Пекин
После событий "4 мая" (1919) представители прогрессивно настроенных молодых музыкантов (среди них Си Син-хай) стали обучаться в консерваториях стран Европы; комп. Сяо Ю-мэй организовал в Пекинском ун-те спец. муз. отделение, где занимались по программам европ. муз. уч. заведений. В 1927 Цай Юань-пэй и Сяо Ю-мэй основали Пекинскую консерваторию (работала до 1937) и симф. оркестр европ. типа (рук. Сяо Ю-мэй; ввёл в муз. практику европ. нотацию). В 30-е гг. в П. создавались хор. об-ва для пропаганды популярных в то время массовых революц. и боевых (б. ч. антияпон.) песен; в 1932 Не Эр и Люй Цзи сформировали революц. группу музыкантов-песенников.
После образования КНР (1949) муз. жизнь П. стала развиваться более организованно. 23 VII 1949 создана Всекит. ассоциация лит-ры и иск-ва (президент Го Мо-жо), в 1953 из неё выделился Союз китайских музыкантов (председатель Люй Цзи), руководивший муз. жизнью КНР. В П. работали: комп. и скрипач Ma Сы-цун (во время "культурной революции" покинул КНР), комп. и теоретик Люй Цзи, скрипач и дирижёр Хэ Ши-дэ, дирижёр Ли Дэ-лунь, пианисты Лю Ши-кунь, Фу Цун. В нач. 50-х гг. был осн. Н.-и. ин-т традиц. т-ра (рук. Мэй Лань-фан) и Пекинское уч-ще традиц. т-ра сицюй.
В 50-60-е гг. в разл. жанрах традиц. муз. драмы с разнообразными формами песенного, муз. и танц. иск-ва выступали многочисл. проф. и самодеят. муз. коллективы. Работало ок. 30 т-ров "Шоуду", "Тянь-цяо", "Жэньминь", Летний муз. т-р и др., ок. 40 конц. залов и открытых эстрад. В 1952 в П. проходил 1-й Всекит. смотр т-ра и драмы, на к-ром было показано 150 пьес 23 видов классич. т-ра. В 1953 в П. организован Центр. экспериментальный т-р, сочетавший нац. и европ. муз. традиции ("Седая девушка" Ma Кэ и Чжан Лу). Среди опер, пост. этим т-ром,"Лю Ху-лань" комп. Чэн Цзы Мао Юаня, Гэ Гуан-жуя и др., а также балет "Волшебный фонарь", соединявший элементы нац. и зап.-европ. хореографии. Здесь ставились оперы и балеты классич. европ. репертуара. В 1961 в П. был открыт Центр. концертный зал; исполнялись зап.-европ. и рус. классич. произв., а также соч. сов. композиторов. В нач. 1960-х гг. в П. была переведена из Тянь-цзина Центр. консерватория, к-рую до "культурной революции" возглавлял Ma Сы-цун. При консерватории продолжал работать созданный в 1954 Ин-т по изучению нар. музыки, к-рый организовывал фольклорные экспедиции, ведал исследованием и публикацией нар. мелодий (рук. Хэ Лу-тин и Ma Кэ). Во время "культурной революции" (2-я пол. 60-х гг.) были закрыты т-ры и конц. залы, запрещены спектакли традиц. муз. драмы и постановки заруб. муз.-сценич. произведений. Ставились лишь "образцовые" 5 пьес цзинцзюй (см. Китайская музыка).
С нач. 70-х гг. театр.-конц. жизнь в П. несколько оживилась: открылись нек-рые муз. уч. заведения, появились театр. и муз. коллективы (ок. 20), были поставлены новые спектакли, исполнялись произв. для фп. (коллективные переработки симф. соч.). В сер. 70-х гг. в П. выступали кит. труппа пекинской муз. драмы, Центр. филармонич. оркестр, Муз.-танц. коллектив Центр. ин-та национальностей и др. В 1974 Шанхайский симф. оркестр исполнил в П. новую коллективную симфонию "Взятие горы Вэйхушань" (по мотивам одноим. "образцового спектакля"). В 1974 в П. проходили смотры спектаклей по произв. разл. местных жанров.
Литература: Шнеерсон Г., Музыкальная культура Китая, М., 1952; Виноградов В., Музыка в Китайской Народной Республике, М., 1959; Друскин М., О китайском музыкальном театре, в его кн.: История и современность, Л., 1960, с. 93-101; Серова С, Пекинская музыкальная драма (сер. XIX 40-е годы XX в.), М., 1970; Валицкий В., "Культурная революция" в музыке, "СМ", 1970, No 8; Mackerras С. Р., The rise of the Peking opera, Oxf., 1972.С.А.Серова.