Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - подгорный т. ф.

Подгорный т. ф.

Тимофей Филиппович (21 II (5 III) 1873, с. Стратилатовка, близ Харькова 20 VI 1958, Москва) сов. мастер смычковых инструментов. Засл. мастер Республики (1925). С раннего детства обучался игре на скрипке и делал инструменты под рук. своего дяди. В 1887-89 жил в Ейске, где обучался ремеслу столяра-краснодеревца, игре на скрипке, виолончели, кларнете, фп., теории музыки. С 1900 в Екатеринодаре (ныне Краснодар), реставрировал муз. инструменты; в 1901 открыл собств. мастерскую. Участвовал в исполнительских собраниях Кубанского отделения РМО в качестве альтиста в квартете и симф. оркестре. В 1913 переехал в Москву. В 1914-19 в армии и нем. плену, где организовал оркестр из рус. пленных, изготовив для него муз. инструменты. В 1919 возвратился в Москву; был одним из инициаторов создания сов. муз. промышленности. По заданию Наркомпроса РСФСР организовал Первую гос. школу мастеров муз. инструментов (1919, в 1922-31 Опытно-показат. мастерские ГИМНа), среди его учеников скр. мастера Г. А. Морозов и Н. М. Фролов. В 1934 один из организаторов первой в СССР фабрики смычковых инструментов (Москва), где был чл. экспертного совета и науч. консультантом.

П. создал св. 1000 инструментов, в их числе скрипки, альты, виолончели, контрабасы, разл. виды виол, народные, а также экспериментальные инструменты. Инструменты П. отличаются отточенностью формы корпуса (изящные углы и красивые эфы, мастерски врезанный ус, прекрасно выполненный завиток), обладают отличными конц. свойствами полнотой звучания, окрашенного богатым, своеобразным тембром. Владея игрой на многих инструментах, П. работал в тесном контакте с рядом выдающихся исполнителей. Особенно плодотворной была его дружба с альтистом В. В. Борисовским; по его совету П. создал альты новой формы с вырезом на правой стороне корпуса. Эти инструменты удобны для игры и отличаются ярким "бархатным" звуком. Изготовив 183 альта (первый из них в 1932), П. создал базу для развития сов. альтовой школы. Последователь и друг рус. скрипичного мастера А. И. Лемана, П. был пропагандистом новых рус. скрипок. На основе анализа инструментов старых итал. мастеров П. разработал принцип настройки дек и технологию производства высококачественных струн. установил пропорции струн. инструментов для детей. Инструменты П. получили высокую оценку Л. С. Ауэра, П. Касальса. На инструментах П. играли Д. Ф. Ойстрах, В. В. Борисовский, В. П. и С. П. Ширинские, Д. М. Цыганов, Г. В. Баринова и мн. зарубежные музыканты.

Получил золотую медаль за скрипку "Мадонна" на выставке в Антверпене (1906), звание почётного гражданина этого города, 1-е премии за комплект инструментов для струн. квартета на 1-й Всерос. выставке муз. инструментов (1913) и на Всесоюзном конкурсе мастеров муз. инструментов (1926).

Сочинения: Из записок мастера, М., 1960.

Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М.-Л., 1952, М., 1964; Баринова Г. В., Юбилей скрипичного мастера, "Советский Союз", 1953, No 12; Кондакова И., Душа поющего дерева. К 100-летию Т. Ф. Подгорного, "СМ", 1973, No 3; Доброхотов Б., Творец поющих инструментов. К 100-летию со дня рождения Т. ф. Подгорного, "МЖ", 1973, No 22.

И. М. Кондакова.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое подгорный т. ф.
Значение слова подгорный т. ф.
Что означает подгорный т. ф.
Толкование слова подгорный т. ф.
Определение термина подгорный т. ф.
podgornyy t. f. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины