Музыкальная энциклопедия - реконструкция музыкальных инструментов
Связанные словари
Реконструкция музыкальных инструментов
Пример научной Р. м. и. воспроизведение В. Маийоном в кон. 19 нач. 20 вв. по античным иконографич. материалам древнегреч. и рим. инструментов, хранящихся в собрании Ленингр. ин-та т-ра, музыки и кинематографии: кифара 9-струнная, лира 5-струнная, лира 7-струнная, греч. и греко-рим. авлосы, рим. трубы и рога. Большое научное значение имеют иконографические Р. м. и. по материалам археологич. изысканий 1951-75 на терр. древнего Новгорода. Эти реконструкции дали представление о подлинных древнерус. инструментах: сопелях кон. 11 и нач. 15 вв., крыловидных гуслях 11-15 вв., гудке 12 и 2-й пол. 14 вв.
Восстановленные муз. инструменты применяются в разл. ансамблях и оркестрах, исполняющих старинную музыку. Для таких ансамблей и оркестров на строго научной основе воссоздаются многие из муз. инструментов прошедших эпох: клавесины, спинеты, клавикорды, цинки (корнеты), ранние флейты (продольные и поперечные), шалмеи, крумгорны, различные натуральные трубы, рога и мн. др.
Р. м. и., связанные с практич. целями, нередко включают и элементы усовершенствования музыкальных инструментов. Так, в соответствии с характером группы мундштучных инструментов Оркестра французской Национальной Гвардии, реконструируемые для него букцины были выполнены в двух модификациях: малая (в строе "Es") и большая (в строе "В"). При воссоздании рус. домры, ориентируясь на разл. типы нар. оркестров, Андреев и Налимов построили семейство 3-струнных домр квартового строя, а Любимов и Буров семейство 4-струнных домр квинтового строя. Исходя из идеи определённого типового состава укр. нар. оркестра, Лысенко-Днестровский возродил укр. кобзу в виде семейства из 5 разновидностей. Качество Р. м. и. определяется мерой приближения к оригиналу и соответствием художеств.-эстетич. требованиям, предъявляемым к реконструируемому объекту. Элементы усовершенствования при Р. и. и. в практич. целях носят исключительно частный характер, касаются лишь отдельных деталей и не нарушают основного художественного и конструктивного принципа инструмента.
Литература: Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1962, 1975.С. Я. Левин.