Музыкальная энциклопедия - ренасимьенто
Связанные словари
Ренасимьенто
Эстетич. принципы Р. отразились и в исполнит. иск-ве; они проявились в нац. характере репертуара музыкантов всех специальностей, исполнявших наряду с классич. произв. новые соч. совр. им испан. композиторов, в т.ч. собств. музыку. Много гастролировал в качестве пианиста И. Альбенис, участник т.н. Испанского трио и Испанского квартета. Он был исключит. интерпретатором собств. соч.; одним из лучших исполнителей его "Иберии", а также др. соч. был пианист X. Малатс (ему Альбенис посв. пьесу "Эль Поло"). С собств. фп. произв. выступали Гранадос и де Фалья, к-рый для утверждения идей Р., пропаганды совр. ему испан. музыки создал в Мадриде в 1915 Нац. муз. об-во. В числе интерпретаторов произв. Гранадоса, де Фальи и др. пианисты Р. Виньес и X. Нин-и-Кастельянос (автор "Иберийских танцев", "Испанской сюиты" для скрипки и фп., обр. испан. нар. песен), X. Турина участник Мадридского фп. квинтета. Выдающийся виолончелист П. Касальс, выступавший в течение 75 лет и сделавший испан. исполнит. иск-во достоянием мировой муз. культуры, был организатором симф. оркестра (1920) и рабочего муз. об-ва (1924) в Барселоне. Среди дирижёров, исполнявших совр. испан. (а также классич. рус) музыку, Э. Ф. Арбос и Б. П. Касас, руководители мадридских симф. и филармонич. оркестров. На музыку Альбениса, Гранадоса и де Фальи ставила испан. танцы балетмейстер Архентина (наст. имя и фам. Антония Мерсе), прославившая нац. хореографию. Возрождение иск-ва игры на классич. (испан.) гитаре связано с деятельностью Ф. Тарреги композиторской (соч. для гитары "Воспоминание об Аламбре", "Мавританский танец", вариации на тему хоты и др.), исполнительской и педагогической (учитель выдающихся гитаристов М. Льобета, Э. Пухоля), а также Р. Сайнса де ла Маса. В эпоху Р. гитара получила мировое признание в качестве солирующего инструмента благодаря деятельности А. Сеговии, с иск-вом к-рого связан расцвет гитарного исполнительства. Он расширил выразит. и технич. возможности гитары, ввёл в репертуар гитариста классич. и совр. муз., в т.ч. посвященные ему оригинальные произв. крупнейших композиторов Испании и др. стран. Вслед за Педрелем в эпоху Р. выдвинулась плеяда музыковедов, внёсших значит. вклад в утверждение нац. иск-ва, в т.ч. Ф. Ольмеда, Р. Митхана, Х. Субира, А. Саласар.
Литература: Кузнецов К., Из истории испанской музыки. Этюд 5, "Музыка", 1937, 26 дек.; Оссовский А., Очерк истории испанской музыкальной культуры, в его кн.: Избранные статьи, воспоминания, Л., 1961; Mitjana у Gordуn R., La mьsica contemporanйa en Espaсa y Felipe Pedrell, Madrid Mбlaga, 1901; Pedrell F., Mъsicos contemporбneos y de otros tiempos, P., 1910; Trend J. В., Manuel de Falla and Spanish music, L., 1935; Chase G., The music of Spain, N. Y., 1941. см. также лит. при статьях Испанская музыка, Педрель Ф., Альбенис И. М. Ф., Гранадос Э., Фалья М., Ольмеда де Сан-Хосе Ф. А. М. Вайсборд.