Музыкальная энциклопедия - репина н. в.
Связанные словари
Репина н. в.
А. С. Гурьянов. Решающее влияние на формирование муз. и сценич. дарования Р. оказал А. Н. Верстовский (впоследствии ставший её мужем). Уже во время занятий в уч-ще Р. начала выступать в т-ре, с успехом дебютировала в неск. водевилях, а 6 янв. 1825 на открытии здания Большого т-ра исполнила в прологе "Торжество муз" (с музыкой Верстовского и Алябьева) ответств.
роль Калиопы. По окончании уч-ща заняла ведущее положение в т-ре. С равным успехом выступала в операх, водевилях и драм. спектаклях, но в основном считалась "оперною примадонною". Воспоминания современников говорят о высоком артистич. мастерстве Р., о её необычайном успехе в разнообразных по характеру ролях. Р. обладала великолепным драм.
сопрано очень широкого диапазона, задушевным по тембру и отличавшимся большой подвижностью. Одушевлённость и страстность игры сочетались у Р. с продуманностью и тщательной отделкой ролей (учила их "на слух" и, прослушав текст, сразу запоминала его. Также на слух разучивала и вок. партии, предварительно сыгранные ей на скрипке или фортепьяно). Музыкальность и эмоциональность исполнения, наряду с ярким сценич. дарованием, выдвинули Р. в число крупнейших рус. оперных артистов 1-й пол. 19 в. Репертуар Р. был огромным; практически исполняла все ведущие сопрановые партии опер, шедших на сценах казённых моск. т-ров в 1825-41. Наибольшим успехом пользовалась в "Аскольдовой могиле"; "Фра-Дьяволо" и "Чёрном домино" Обера, "Швейцарском семействе" Вейгля, "Дон Жуане". Выступала во мн. водевилях. Исключит. признание получили в исполнении Р. "Песня Земфиры" ("Старый муж, грозный муж") из музыки Верстовского к инсценировке "Цыган" Пушкина (пост. 1832), песня дочери мельника ("По камушкам, по жёлтому песочку") из музыки Алябьева к инсценировке "Русалки" Пушкина (пост. 1838), песни сумасшедшей Фионы, написанные к драме А. А. Шаховского "Рославлев" (пост. 1832; две песни Верстовского, одна А. Е. Варламова). В последний раз Р.выступала в 1841, а затем в расцвете славы оставила сцену. Она сохранила связь с т-ром, постоянно посещала спектакли, давала советы молодым артистам.
Литература: Родиславский В., Надежда Васильевна Верстовская (Репина), "Искусство", 1883, No 9; Соловьёв С. П., Двадцать пять лет из жизни московского театра, "ЕИТ", сезон 1902-1903 г., прилож. 1; Надежда Васильевна Репина. (По поводу 35-летия её смерти), там же, прилож. 3; Pиндейзен Н., Новые материалы для биографии А. Н. Верстовского, в сб.: Музыкальная старина, вып. 1, СПБ, 1903; Maрков П. A., Малый театр тридцатых и сороковых годов, в кн.: Московский Малый театр. 1824-1924, М., (1924), с. 165-244; Аксаков С. Т., Литературные и театральные воспоминания. 1812-1830, в его кн.: Избр. соч., М.-Л., 1949, с. 435-95.Б. В. Доброхотов. .