Музыкальная энциклопедия - ревуцкий л. н.
Связанные словари
Ревуцкий л. н.
Композиторский стиль Р. сформировался на основе глубокого постижения нац. фольклора (его первые муз. впечатления связаны с укр. нар. песнями, к-рые он слышал в родном селе) и претворения традиций совр. ему проф. музыки (значит. воздействие на композитора оказали Н. В. Лысенко и Р. М. Глиэр). Для произв. Р. характерны светлая оптимистич. настроенность, сочетание целомудренного лиризма и эпической широты. Его соч. свойственны уравновешенность интеллектуального и эмоционального начал, полное выявление заложенных в теме выразит. возможностей. Мелодии его произв. близки укр. нар. песням, они диатоничны и характеризуются закруглённостью очертаний. Ясный, плавный мелодизм сочетается у Р. с напряжённой сложной гармонией. Для гармонич. языка Р. характерны обилие многозвучных аккордов, частые секвенции, многочисленные альтерации (идущие, с одной стороны, от ладовой природы укр. думы, с другой от гармонич. стиля европ. музыки кон. 19 нач. 20 вв.). Инстр. фактура его произв. тщательно отделана (нередко он по неск. раз возвращался к своим соч.).
Творчество Р. составляет важный этап в развитии укр. муз. культуры. 2-я симфония и фп. концерт первые значит. произв. данных жанров в укр. сов. музыке (2-я симфония осн. на укр. нар. мелодиях; её мужеств. оптимистич. образы отражают сов. действительность). Выдающийся вклад внёс Р. в развитие жанра обработки нар. песни, создав более 120 обработок, в числе к-рых циклы "Сонечко" ("Солнышко"), "Галицькi nicнi", историч. и казацкие песни, а также отдельные обработки "Чуєєш, брате мiй" ("Слышишь, брат мой"), "Ти кропивонько", "Рекрутська", "Дiд iде" ("Дед идёт") и др. Фп. произв. Р. отмечены изяществом фактуры; в фп. "Песне" художественно обобщены особенности укр. нар. песни лирич. и эпич., а также такого своеобразного жанра, как дума. Творч. наследие Р. сравнительно невелико. Высокие художеств. достоинства его произв. обеспечили им выдающееся место не только в укр. музыке, но и в сов. муз. иск-ве в целом.
Сочинения: для солистов, хора и орк. кантата-поэма Хустина (на слова стихотворения "У недiлю не гуляла" Т. Г. Шевченко; с фп. в 1923, с орк. в 1944); Ода песне (сл. M. P. Рыльского, 1956); для орк. 2 симфонии (1920, 2-я ред. 1957; 1927, 2-я ред. 1940, Гос. пр. СССР, 1941; 3-я ред. 1970); концерт F-dur для фп. с орк. (1934, 2-я ред. 1963; Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко, 1966); для фп. соната h-moll и ряд пьес; св. 120 обр. нар. песен, в т.ч. циклы Галицькi nicнi (1928), Козацькi nicнi (20-e гг.), Сонечко (1-е изд. 1926); 2 хора на сл. Т. Г. Шевченко Ой, чого ти почорнiло, У перетику ходила; песни и хоры на слова сов. поэтов; песни для детей; ред. оперы Н. В. Лысенко "Тарас Бульба" (1937; последняя ред. 1955).Литература: Автобиографическая заметка, "СМ", 1940, No 7; Киселёв Г., Л. Н. Ревуцкий. К 60-летию со дня рождения, там же, 1949, No 4; его же, Л. Ревуцкий, в сб.: Из истории русско-украинских музыкальных связей, М., 1956, с. 392415; Шеффер Т., Л. М. Ревуцький. Нарис про життя i творчiсть, Кипв, 1958; её же, Л. Н. Ревуцкий. Народный артист СССР, Кипв, 1960; её же, Л. Ревуцький, KИпB, 1973; Бялик М., Л. Н. Ревуцкий. Очерк жизни и творчества, М., 1963; его же, Л. Ревуцький, Кипв, 1973; К 75-летию Л. Ревуцкого, "СМ", 1964, No 2; Горюхiна Н., Симфонiзм Л. М. Ревуцького, Кипв, 1965; Клин В., Л. Ревуцький композитор-niaнicт, Кипв, 1972.Т. В. Шеффер.