Музыкальная энциклопедия - романеска
Связанные словари
Романеска
Этимология названия и происхождение Р. не вполне ясны. По-видимому, она зародилась в Италии или Испании; соответственно название трактуется как синоним определения "в римском стиле" (alla maniera Romana) или как происходящее от испан. романса.
В трактате Ф. Салинаса "De Musica" (1577) приведены многочисл. образцы нар. мелодий Р. в стиле португ. фолии, родственные итал. гальярде, испан. вильянсико, паване и др., к-рые нередко обрабатывались проф. композиторами. В разл. Р. мелодии приобретают индивидуальные черты в связи с ритмич. варьированием лежащего в их основе поступенного хода в объёме кварты, введением неаккордовых звуков, украшений и др. При этом, однако, опорные звуки обычно вступают через равные промежутки времени. Одно из первых отступлений от этого дуэт "Ohimи dov'и il mio ben" Монтеверди в концерте из 7-й книги мадригалов (1619).
Более стабильной была басовая фигура (ход на кварту скачком), служащая осн. отличит. признаком Р.; однако с нач. 17 в. и басовые квартовые ходы нередко заполнялись промежуточными звуками. Муз. форма Р. утвердилась ранее, чем ее название; первоначально близкие к Р. пьесы создавались под др. названиями. Самые ранние пьесы, названные "Р.", танцы для лютни (А. де Бекки, 1568). В нач. 17 в. более распространены Р. для пения с генерал-басом, для кифары (Дж. Фрескобальди, собрания 1615, 1630 и 1634), во 2-й пол. 17 в. для клавишных инструментов (Б. Стораче, 1664). В 19-20 вв. обработки старинных Р. осуществляли Ж. Д. Алар (для скрипки с фп.), А. К. Глазунов (Р. из балета "Раймонда").
Литература: Riеmann H., Der "Basso ostinato" und die Anfange der Kantate, "SIMG", 1911/12, Jahrg 13; Nettl R., Zwei spanische Ostinatothemen, "ZfMw", 1918/19, Jahrg. 1, S. 694-98; Gombosi О., Italia: patria del basso ostinato, "Rass. mus.", 1934, v. 7; Hоrsley J., The 16th-century variation, "JAMS", 1959, v. 12, p. 118-32.