Музыкальная энциклопедия - сафонов в. и.
Связанные словари
Сафонов в. и.
Как пианист С. отличался тонкостью художеств. интерпретации, высокой звуковой культурой, изящной законченностью исп. и мягкостью тона. Исполнит. принципы С., утверждавшиеся им в педагогич. практике, опирались на традиции рус. фп. школы, основоположниками к-рой были А. Г. и Н. Г. Рубинштейны. Руководя в течение 20 лет фп. классом Моск. консерватории, он выработал свои методы фп. игры, творчески обобщил лучшие черты петерб. и моск. фп. школ. Один из выдающихся педагогов своего времени, С. при обучении использовал обширный репертуар, уделял особое внимание развитию муз. мышления, мастерству звукоизвлечения; совершенствуя все элементы фп. техники, в то же время считал основным передачу художеств. замысла композитора; проявлял тонкий художеств. вкус в подборе репертуара учащихся наряду с зап.-европ. классикой знакомил их с совр. рус. фп. музыкой. С. завоевал известность как методист; свой опыт обобщил в теоретич. работе "Новая формула" (издана в Лондоне, 1915) это пособие, посв. вопросам техники фп. игры, получило высокую оценку совр. пианистов (И. Гофмана и др.) и сохранило значение в совр. педагогич. практике. Среди учеников С. пианисты и фп. педагоги, в т.ч. А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Л. В. Николаев, Е. А. Бекман-Щербина, И. А. Левин, Р. Я. Левина, Елена Ф. Гнесина, М. Н. Мейчик, А. Ф. Гедике, В. Ю. Зограф-Плаксина, Ю. Д. Исерлис, М. Л. Пресман, P. P. Кенеман, Э. К. Розенов. С. возглавлял также класс камерного ансамбля и в качестве его руководителя оказал воздействие на пианистов, учившихся в Моск. консерватории и у др. педагогов, в т.ч. А. Б. Гольденвейзера, К. Н. Игумнова. В своей дирижёрской деятельности С. развивал традиции Н. Г. Рубинштейна. Был активным организатором юбилейных симф. концертов, посв. М. И. Глинке, А. С. Пушкину, Ф. Шуберту и др. Работа С. в качестве руководителя симф. концертов Москвы сыграла важную роль в её муз. жизни, ставшей в 1900-е годы особенно интенсивной. С. возобновил т.н. общедоступные концерты; под упр. С. состоялось ок. 200 симф. собраний. Был видным интерпретатором симфоний Л. Бетховена, одним из лучших исполнителей симф. произв. П. И. Чайковского, а также А. К. Глазунова. Велика роль С. в пропаганде и утверждении в орк. репертуаре новых произв. молодых композиторов, в т.ч. воспитанников Моск. консерватории, в особенности Скрябина (был первым исполнителем его симф. музыки за рубежом), А. Т. Гречанинова, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко, А. Ф. Гедике. Обладая огромной волей, выразительной и отточенной мануальной техникой (ввёл в совр. муз. практику дирижирование без дирижёрской палочки), С. как дирижёр добивался раскрытия целостной концепции крупного произв., полноты воплощения авторского замысла. За 15 лет руководства конц. жизнью Москвы С. привлёк мн. известных заруб. гастролёров; среди них дирижёры Ф. Вейнгартнер, Ш. Ламурё, А. Никиш, Г. Рихтер и др.; певцы А. Барби, М. Петрини, Е. Удэн; пианисты Ф. Бузони, Э. Зауэр, С. Ментер, И. Падеревский. Постоянно приглашал в Москву лучших артистов Петербурга.
Своей деятельностью в качестве председателя Моск. отделения РМО и директора консерватории С. внёс большой вклад в рус. муз. культуру. Он активно содействовал развитию этих учреждений; благодаря его инициативе построено существующее ныне здание консерватории с Большим залом. Количество учащихся в годы работы С. на посту её директора возросло почти вдвое. С. привлёк к преподаванию мн. талантливых молодых музыкантов А. Н. Скрябина, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Н. Корещенко, К. Н. Игумнова и др. С. впервые осуществил гастроли учащихся в др. городах России (в 1901-02 студенч. оркестр много выступал в общедоступных и др. концертах). Однако в руководстве С. консерваторией были и отрицательные моменты. Его установка на конц.-исполнит. направление уч. работы и недооценка др. сторон воспитания исполнителя снижали общую муз.-теоретич. подготовку учащихся. Стремление С. к единоличному управлению, недооценка роли художеств. совета (ранее коллегиальное начало было весьма важным в руководстве консерваторией) вызывали недовольство педагогов и привели к ряду конфликтов. Позиция, занятая С. в 1905 по отношению к требованиям революц. студенчества, вызвала протест со стороны учащихся и передовой части педагогов; в связи с этим С. был вынужден в том же году оставить консерваторию.
Литература: Курбатов М., Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано, М., 1899; Отчёт по постройке и торжественному открытию здания Московской консерватории, М., 1905; Энгель Ю., A. H. Скрябин. Биографический очерк, гл. 3 Консерватория (1882-92), "Музыкальный современник", 1916, No 4-5, с. 25-32; Шор Д. С., Учитель Гнесиных. (Несколько слов к характеристике В. И, Сафонова), в кн.: За тридцать лет, М., 1925; Ипполитов-Иванов М., 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934; Александр Николаевич Скрябин. Сб. к 25-летию со дня смерти, М.-Л., 1940; Алексеев A., Русские пианисты, М., 1948, с. 93-95, 263-80; Василенко С. Н., Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948; Равичер Я., Василий Ильич Сафонов, М., 1959; Бекман-Щербина Е., Мои воспоминания, м., 1962; Московская консерватория. 1866-1966, М., 1966, с. 177-90 222-23; Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966, с. 142-46, 149-51, 153-158, 186-88, 532-42; Гольденвейзер А. Б., Статьи, материалы, воспоминания, М., 1969.Л. З. Корабельникова.