Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - сарти д.

Сарти д.

(Sarti) Джузеппе (1 XII 1729, Фаэнца -28 VII 1802, Берлин) итал. композитор. Занимался в церк. певч. школе г. Фаэнца, затем у Ф. Валлотти в Падуе и Дж. Мартини в Болонье. В 1742-50 был органистом собора в Фаэнце, в 1752 работал там же в оперном т-ре, для к-рого написал свою первую оперу "Помпеи в Армении". С 1753 капельмейстер итал. оперной труппы братьев А. и П. Минготти в Копенгагене, в 1755-65 и 1768-75 руководитель придв. капеллы там же. Писал наряду с итал. операми также зингшпили на датском яз. По возвращении в Италию в 1775-79 возглавлял консерваторию (оспеда-летто) "Санти-Джованни э Паоло" в Венеции, в 1779-84 был капельмейстером собора св. Марка. В этот период созданы мн. из его лучших опер: в жанре сериа "Ахилл на Скиросе" (1779), "Юлий Сабин" (1781) и буффа "Деревенская ревность" (1776), "Двое ссорятся третий радуется" (1782). Оперы С. неравноценны, но в отд. произв. он достигал большой выразит. силы, сближаясь с реформаторскими тенденциями, родственными К. В. Глюку. Для этих опер характерны развёрнутые драм. сцены, основанные на recitativo accompagnato, увеличенный состав оркестра, разнообразные формы сольных вок. номеров.

В 1784 С. был приглашён в Россию на должность придв. капельмейстера. По пути в Петербург, в Вене состоялись дружеские встречи С. с В. А. Моцартом (последний использовал одну из тем оперы С. "Двое ссорятся третий радуется" в сцене бала из "Дон Жуана"; принадлежность Моцарту клавирных вариаций на ту же тему оспаривается). Но С. не сумел в полной мере оценить значение творчества Моцарта и впоследствии критически отзывался о нём. В 1784-1786 на сцене петерб. придв. и гор. театров был поставлен ряд опер С. (созданных ранее и новых). В 1785 С. написал по заказу Г. А. Потёмкина ораторию на рус. текст "Господи, воззвах к тебе" (в её исп. участвовали 2 хора, симф. и роговой оркестры). С 1786 он находился ца службе у Потёмкина и возглавлял его домашнюю капеллу в Причерноморье. Располагая большими исполнит. средствами, С. создавал произв. торжественного официальнорепрезентативного характера, поражавшие слушателей мощью и грандиозностью звучания. В исп. итал. кантаты в честь приезда Екатерины II в Херсон (1787) принимало участие, по сообщению газ. "С.-Петербургские ведомости", 185 певцов и инструменталистов, оратории "Тебе бога хвалим" по случаю взятия Очакова (1789, Яссы) до 300 человек, причём её исполнение сопровождалось звоном колоколов и пушечными залпами. Такой же монументальностью звучания отличались итал. кантата "Юпитер, слава и смерть", Те deum на взятие крепости Килия (оба 1790, Бендеры), а также "Слава в вышних богу", на окончание рус.-турецкой войны (1792, Петербург). С. проявил в этих произв. мастерское владение большими звуковыми массами, умело распределяя контрасты и объединяя разл. группы исполнителей в одно целое. Иногда он использовал сложные полифонические формы (напр., в 8-гол. фуге на текст Kyrie eleison "Fuga a otto voci reale", 1787). Но они рассчитаны преим. на внешний эффект и воздействуют гл. обр. количеств. стороной звучания. Нек-рые из этих соч. неоднократно исполнялись на конц. эстрадах Петербурга и Москвы в кон. 18 нач. 19 в.

С 1790 С. вновь состоял на придв. службе в Петербурге, но сохранял титул директора Екатеринославской муз. академии, к-рая была официально учреждена по инициативе Потёмкина, но никогда не существовала на деле. С. участвовал совм. с В. А. Пашкевичем и К. Каноббио в сочинении музыки к пьесе Екатерины II "Начальное управление Олега" (1790; С. принадлежали торжеств. хоры 5-го акта и музыка отрывка из "Альцесты" Еврипида). Стремясь приблизиться к характеру др.-греч. театр. декламации и звучанию античных инструментов, С. создал типичный образец академич. архаизирующего классицизма. Приложенное к партитуре "Объяснение" (рус. пер. Н. А. Львова, к-рый, возможно, участвовал и в самом составлении текста) обнаруживает солидную историч. эрудицию С. В последующие годы С. писал преим. сочинения "на случай", связанные с разл. событиями придв. жизни, редко обращался к муз.-театр. жанрам. Среди этих соч. "Реквием памяти Людовика XVI" (1793), казнённого франц. революц. правительством, "Гимн Церере" (1793, Павловск), "Концертный гимн" и кантата "Гений России" на коронацию Павла I (оба 1797), "Приношение Павлу I" (вероятно, 1799, написано для исп. дочерьми Павла, с к-рыми занимался С), Miserere (1800). В 1801 С. решил вернуться на родину, но умер во время остановки в Берлине.

С. пользовался авторитетом как педагог. Среди его учеников Л. Керубини (в Италии), А. Л. Ведель, Л. С. Гурилёв, С. И. Давыдов, С. А. Дегтярев, Д. Н. Кашин (в России). В 1796 он представил в Академию наук изобретённый им аппарат для измерения высоты звука (т.н. петербургский камертон), установив число колебаний в звуке а1, очень близкое к междунар. стандарту, введенному в 1888. С. принадлежит также теоретич. труд о генерал-басе ("Trattato del basso generale", не оконч.).

Сочинения: оперы (более 50) Король-пастух (Il re pastore, 1753, Венеция), Покинутая Дидона (Didone abbandonata, 1762, Копенгаген), Митридат (1765, Парма), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, 1771, Падуя), Деревенская ревность (Le gelosie villane, 1776, Венеция), Медонт (1777, Флоренция), Ахилл на Скиросе (Achille in Sciro, 1779, Флоренция), Юлий Сабин (1781, Венеция), Александр и Тимофей (1782, Парма), Двое ссорятся третий радуется (Frа i due litiganti il terzo gode, 1782, Милан), Идалида (1783, там же), Утешенные любовники (Gli amanti consolati, 1784, Петербург), Мнимые наследники (I finti eredi, 1785, там же), Армида и Ринальдо (1786, там же), Кастор и Поллукс (1786, там же), Триумф Аталанты (Il tnonfo d'Atalanta, 1791, пост. ок. 1800, там же), Андромеда (1798, там же), Индейская семья в Англии (La famille indienne en Angleterre, вероятно, 1799, там же), Эней в Лацио (1799, Петербург), балет Любовь Флоры и Зефира (Les amours de Flore et de Zйphire, 1800, Гатчина), для хора и орк. Юпитер, слава и смерть (Giove, la gloria e morte, 1790), Гимн Церера (Inno a Cerere, 1793), Концертный гимн (Inno concertate, 1797), кантата Гении России (Il genio della Russia, 1797), Приношение Павлу I (Omaggio per lo zar Paolo I, для жен. голосов соло и камерного орк., вероятно, 1799), 4 мессы, 5 мотетов, 3 miserere, оффер-ториум; для хора a cappella (на рус. тексты) Отче наш (из полной обедни), Ныне силы небесные, 6-гол. концерты Радуйтеся богу и Отрыгну сердце, 3 сонаты для клавесина (Three sonates for the harpsichord, L., 1769), симфонии, концерты.

Литература: Финдейзен Н., Дж Сарти, в сб.: Музыкальная старина, вып. 1, СПБ, 1903, его же, Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, т. 2, вып. 5-6, М.-Л., 1928-29, с. 131-41, 253-60, Иванов-Борецкий М., Д. Сарти в России, в сб.: Музыкальное наследство, М., 1935; (о Дж. Сарти), "СМ", 1950, No 12, с. 69-70, Язовицкая Э., Кантата Дж. Сарти "Il genio della Russia", в кн.: Ученые записки Научно-исследовательского института театра, музыки и кинематографии, т. 2, Л., 1958; Pasolini-Zanelli G., G. Sarti, Faenza, 1883, Thrane C., Sarti in Kopenhagen, "SIMG", 1901-02, Jahrg. 3; Untersteiner A., G. Sarti, "Gazzetta musicale di Milano", 1902, 24 juh; Abert H., W. A. Mozart, Tl 1-2, Lpz., 19191921, 1973-75, Delia Corte A., L'opйra comica italiana nel'700, v. 2, Ban, 1923, Rivalta C., G. Sarti, musicista faentino del sйcolo XVIII, Faenza, 1928, Mоoser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, t. 2-3, (Gen.), 1951.

Ю. В. Келдыш.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сарти д.
Значение слова сарти д.
Что означает сарти д.
Толкование слова сарти д.
Определение термина сарти д.
sarti d. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины