Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - шоссон а.

Шоссон а.

(Chausson) Эрнест Амеде (20 I 1855, Париж 10 VI 1899, Лиме, близ г. Мант) франц. композитор. Учился в Парижской консерватории в классе композиции у Ж. Массне (1880). В 1880-83 брал уроки у С. Франка. С 1889 был секретарём Национального музыкального общества. Уже ранние произв. Ш., прежде всего вок. циклы (7 песен на сл. Ш. Леконта де Лиля, А. Сильвестра, Т. Готье и др., 1879-82), обнаруживают его склонность к утончённой, мечтательной лирике. Для музыки Ш. характерны ясность, простота выражения, изысканность колорита. В ранних соч. заметно воздействие Массне (4 песни на сл. М. Бушора, 1882-88, и др.), позже Р. Вагнера: симф. поэма "Вивиана" (1882), опера "Король Артюс" (1886-1895), написанные на сюжеты легенд т. н. артуровского цикла (благодаря чему аналогия с творчеством Вагнера особенно явственна). Однако в разработке сюжета оперы Ш. далёк от пессимистич. концепции "Тристана и Изольды". Композитор отказался от развёрнутой системы лейтмотивов (основой развития служат четыре муз. темы), доминирующей роли инстр. начала. В ряде соч. Ш. несомненно также влияние творчества Франка, проявившееся прежде всего в 3-частной симфонии (1890), в её принципах структуры и мотивного развития; вместе с тем рафинированно-блеклый орк. колорит, лирич. интимность (2-я часть) свидетельствуют об увлечении Ш. музыкой молодого К. Дебюсси (знакомство с к-рым в 1889 перешло в дружбу, длившуюся почти до смерти Ш.). Мн. произв. 90-х гг., напр. цикл "Теплицы" ("Les serres chaudes", на сл. M. Метерлинка, 1893-96), с их сдержанной речитацией, изысканно-неустойчивым гармонич. языком (широкое использование модуляций), тонкостью звуковой палитры, можно отнести к раннему импрессионизму. Особенную известность приобрела "Поэма" для скрипки с оркестром (1896), высоко оценённая Дебюсси и исполняемая многими скрипачами.

Сочинения: оперы Прихоти Марианны (Les caprices de Marianne, по пьесе А. де Мюссе, 1884), Елена (по Ш. Леконту де Лилю, 1886), Король Артюс (Le roi Arthus, либр. Ш., 1895, пост. 1903, т-р"Де ла Монне", Брюссель); кантата Араб (L'arabe, для скр., муж. хора и орк., 1881); для орк.симфония B-dur (1890), симф. поэмы Вивиана (1882, 2-я ред. 1887), Одиночество в лесу (Solitude dans les bois, 1886), Праздничный вечер (Soir de fкte, 1898); Поэма Es-dur для скр. с орк. (1896); Ведический гимн для хора с орк. (Hymne vйdique, сл. Леконта де Лиля, 1886); для жен. хора фп. Свадебная песнь (Chant nuptial, сл. Леконта де Лиля, 1887), Погребальная песнь (Chant funиbre, сл. У. Шекспира, 1897); для хора a cappella Жанна д'Арк (лирич. сцена для солиста и жен. хора, 1880, возможно, фрагмент неосуществлённой оперы), 8 мотетов (1883-1891), Баллада (сл. Данте, 1897) и др.; камерно-инстр. ансамбли фп. трио g-moll (1881), фп. квартет (1897, закончен В. д'Энди), струн. квартет c-moll (1899, не окончен); концерт для скр., фп. и струн. квартета (1891); для фп. 5 фантазий (1879-80), сонатина F-dur (1880), Пейзаж (Paysage, 1895), Несколько танцев (Quelques danses, 1896); для голоса с орк. Поэма любви и моря (Poиme de l'amour et de la mer, сл. Бушора, 1892), Вечная песнь (Chanson perpйtuelle, сл. Ж. Кро, 1898); для голоса с фп. песни (св. 50) на сл. Леконта де Лиля, Т. Готье, П. Бурже, Бушора, П. Верлена, Метерлинка, Шекспира и др.; 2 дуэта(1883); музыка к спектаклям драм. т-ра "Буря" Шекспира (1888, "Пти театр де марионет", Париж), "Легенда о св. Цецилии" Бушора (1892, там же), "Птицы" Аристофана (1889, не пост.).

Письма: Dix lettres d'Ernest Chausson а Cl. Debussy (1893-1894), (йditeur F. Lesure), "Revue de musicologie", 1962, v. 48, Juillet dйcembre.

Литература: Sere О., Е. Chausson. 1855-1899, в его кн.: Musiciens franзais d'aujourd'hui..., P., 1911; "RM", 1925, No 2 (номер посв. Ш.); Tiersоt J., Un demiiиcle de musique franзaise; entre des deux guerres. 1870-1917, P., 1918 (рус. пер.Тьepсо Ж., Полвека французской музыки, в кн.: Французская музыка 2-й половины XIX века, под ред. М. С. Друскина, М., 1938); Оulmont С h., Musique de l'amour, (v. ) 1 E. Chausson et la "bande а Franck", P., 1935; Samazeuilh G., Musiciens de mon temps, P., (1947); Le Flem P., Chausson et la musique pure, "Euterpe", 1949, No 9; Вarriсelli J. P., Weinstein L., E. Chausson, the composer's life and works, Norman, 1955; (Gйrard Y.), Lettres de H. Duparc а E. Chausson, "Revue de musicologie", 1956, v. 38, dйcembre; Grover R. S., The influence of Franck, Wagner and Debussy on representative works of E. Chausson, Chapel Hill (N. С), 1966 (Diss.); Gallоis J., E. Chausson..., (P., 1967); Lesure Fr., Cl. Debussy, E. Chausson et H. Lerolle, в кн.: Humanisme actif. Mйlanges d'art et de littйrature offerts а J. Cain, (v.) i, (P., 1968).

В. А. Кулаков.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шоссон а.
Значение слова шоссон а.
Что означает шоссон а.
Толкование слова шоссон а.
Определение термина шоссон а.
shosson a. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины