Музыкальная энциклопедия - скарлатти д. д.
Связанные словари
Скарлатти д. д.
Историч. значение С. определяется гл. обр. клавирными сочинениями, созданными в Испании. Его оперы, светские и духовные вок. произв. отмечены печатью таланта, но в целом не возвышаются над уровнем аналогич. сочинений др. композиторов той эпохи. В клавирной же музыке С. оказался подлинным новатором. В области клавесинной техники он применил многое из того, что композиторы-пианисты 19 в. считали своим открытием: изобретательность в инстр. пассажах и фигурациях, технику martellato и двойных нот, глиссандо, репетиции, трели, перекрещивание рук, труднейшие скачки. Все эти приёмы использовались С. задолго до произведённой композиторами-романтиками революции в области фп. техники.
С. написал 555 соч. для клавишных инструментов, преим. для клавесина, частично для органа и, вероятно, для раннего фп. При жизни С. опубликованы немногие его произв., в т.ч. сб. "Упражнения" из 30 сонат ("Essercizi", 1738), в к-рых впервые проявилась неповторимая творч. индивидуальность композитора. Осн. часть наследия сохранилась в виде сб-ков рукописей (ныне хранятся в архивах и б-ках Венеции, Пармы, Мюнстера и Вены). Большинство соч. С. носит обобщённое назв. sonata (в данном случае как инстр. пьеса), иногда оно заменяется более конкретными заголовками Fuga, Pastorale, Aria, Capriccio, Minuet или Minuetto, Gavotta, Giga, Toccata. Среди ранних произв.многочастные сонаты (с basso continuo) и миниатюрные 2-частные сюиты. Все последующие сонаты С. одночастные. Однако амер. музыковед Р. Киркпатрик в своём исследовании (1953) обратил внимание на попарное расположение сонат (по принципу общности тонального центра) в прижизненных рукописях С. Это позволило ему высказать предположение об их задуманной цикличности. По его мнению, ок. 390 сонат группируются попарно (ещё 12 образуют т.н. триптихи), что подтверждается рядом признаков: типичным соотношением размеров (чаще alia breve 3/8 или 6/8). нарастанием темпов от умеренного или быстрого к быстрому или очень быстрому, наличием интонационно-тематич. связей (напр., сходством начального материала). Эти особенности характерны для старинной итал. 2-частной сюиты и сохранились в той или иной мере в 2-частных сонатных циклах композиторов итал. школы. Каждая отд. соната С. обычно написана в 2-частной форме, типичной для танцев старинной сюиты. С. исчерпал возможности этой формы, наполнив её огромным динамизмом движения, развития, сопоставления контрастных тематич. элементов, разнохарактерных образов. Наиболее разработанные сонаты С. предвестники классич. сонатного allegro, хотя исторически они, по-видимому, не сыграли той роли, к-рую им обычно приписывают исследователи: музыка С. надолго была забыта и возродилась в Европе лишь после смерти Л. Бетховена (в 1839 Хаслингер издал 200 сонат С. под ред. К. Черни), вряд ли повлияв, таким образом, на композиторов венской классической школы.
Музыка С. тяготеет к новому гомофонному стилю, хотя элементы полифонии ещё сохраняют в ней существ. роль. Гармонич. язык С. отличается свежестью, изысканностью, незаурядной техникой модулирования, порой он применял смелые и необычные для 18 в. резкие гармонии. Извлекая из клавесина разл. коллористич. эффекты, С. зачастую нарушает общепринятые нормы голосоведения: применяет параллельные квинты, оставляет без разрешения диссонирующие интервалы и аккорды. Феноменальным явлением следует считать встречающиеся в произв. С. аччаккатуры (см. Acciaccatura), при к-рых образуются аккорды, состоящие из нанизанных друг на друга секунд. Это явление связано с особой манерой игры испан. гитаристов. С. использовал почти все тональности квинтового круга (21 из 24). Чаще своих современников он прибегал к минору.
Круг образов музыки С. весьма широк, разнообразны также её жанрово-образные истоки. Они коренятся не только в итал. комич. опере и комедии дель арте, в неаполитанских, венецианских и сицилийских мелодиях, но и в муз. культуре Испании с её блестящими певцами и танцорами, с её феерич. празднествами, театр. представлениями, уличной сутолокой городов, древними андалусскими мотивами, цыганскими ансамблями, мандолинами, гитарами, кастаньетами, воен. рожками, провинциальными дух. оркестрами. Особое значение С. в истории музыки 18 в. состоит в том, что он сумел преодолеть ограниченность своего положения придв. музыканта, смело претворяя в своих сочинениях приёмы нар. музицирования.
С. опирался в основном на танц. жанры. Он охотно обращался к менуэту, жиге, сицилиане, бурре, почти отказавшись от архаичных аллеманды, куранты, сарабанды, гавота. Однако многие сонаты можно охарактеризовать как тарантеллу, форлану, хоту, фанданго, сегидилью, сардану, сапатеадо, павану, тонадилью, контрданс. Творчество С. искрится юмором, радостным ощущением жизни, но оно не лишено и тонкого лиризма, меланхолии, страстности и даже драматизма. Распространённое ещё недавно представление о С. как о композиторе, склонном лишь к пасторальности или изящно-виртуозной токкатности буффонадного плана, уступает место более углублённому и разностороннему взгляду на его творчество.
Сочинения: 14 опер (почти все утрачены полностью или частично) Октавия (1703, т-р "Сан-Бартоломео", Неаполь), Джустино (1703, Неаполь), Сильвия (1710, Рим), Птоломей и Александр (1711, там же), Ифигения в Авлиде (Ifigenia in Aulide, 1713, там же), Любовь к отражению (Amor d'un ombra, 1714, там же; под назв. Нарцисс, 1720, Лондон), Гамлет (1715, там же) и др.; светские оратории, серенады, кантаты; духовная музыка Miserere, Stabat Mater, Magnificat, Te Deum, Salve Regina и др.; 555 соч. для клавира (545 из них включены в изд.: Scarlatti Domenico. Opеre complete per clavicembalo criticamente e ordinate in forma di suite da Alessandro Longo, v. 1-10, Mil., 1906-37).Литература: Кузнецов К., Эскизы о Д. Скарлатти, "СМ", 1935, No 10; Климовицкий A., Зарождение и развитие сонатной формы в творчестве Д. Скарлатти, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 1, М., 1967; Богатырёв C., Сонатная форма Д. Скарлатти, в его кн.: Исследования, статьи, воспоминания, М., 1972; Петров Ю., О циклическом принципе исполнения сонат Д. Скарлатти, в сб.: Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики, М., 1976 (Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 27); Из истории зарубежной музыки. Сборник статей, вып. 4, М., 1980; Longo A., Domenico Scarlatti e la sua figura nella storia della musica, Napoli, 1913; Gerstenberg W., Die Klavierkompositionen Domenico Scarlatti, Regensburg, 1933, 1969; Kirkpatrick R., Domenico Scarlatti, Princeton, 1953, 1970; его же, Who wrote the Scarlattis sonatas?..., "Notes", 1973, v. 29, Valabrega C., Il clavicembalista Domenico Scarlatti. Il suo secolo e la sua opera, Parma, 1955, Keller H., Domenico Scarlatti, Lpz., 1957; Leahu A., Domenico Scarlatti, Buc, 1966; Вazavan V., Вuсiu D., Unele aspecte ale limbajului armonic оn sonatele lui D. Scarlatti, в кн.. Cercetan ale muzicologiei, v. 4, Buc, 1971; Rannain G., L'arte pianistica D. Scarlatti, "Studi musical", 1972, v. 1, Hautius L., Beitrag zur Datierung der Klavierwerke D. Scarlattis, "Mf", 1973, Bd 26, H. 1.Ю. П. Петров.