Музыкальная энциклопедия - сохор а. н.
Связанные словари
Сохор а. н.
Арнольд Наумович (7 IV 1924, Ленинакан 12 III 1977, Ленинград) сов. музыковед, критик и муз.-обществ. деятель. Доктор искусствоведения (1965). Чл. КПСС с 1964. В 1949 окончил Ленингр. консерваторию (теоретико-композиторский ф-т), в 1954 Ленингр. ун-т (философский ф-т). С 1955 ст. науч. сотрудник Ленингр. ин-та т-ра, музыки и кинематографии, с 1971 руководитель секции социологии искусства и эстетики.
Одновременно с 1966 преподаватель Ленингр. консерватории (с 1970 профессор). Выступал в печати с 1947. Внёс значит. вклад в разработку вопросов муз. социологии и эстетики. Ему принадлежит также ряд ценных трудов о советской (книги о Г. В. Свиридове, В. П. Соловьёве-Седом и др.) и рус. классич. музыке (капитальная монография о жизни и творчестве А.
П. Бородина). Автор мн. статей.Сочинения: Камерное творчество П. И. Чайковского, Л., 1949; В. П. Соловьев-Седой. Песенное творчество, М.-Л., 1952; Композиторская молодежь Ленинграда, "СМ", 1952, No 8; Заметки о народности Глинки, "СМ", 1957, No 2; Певица А. Н. Молас, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, сб. 2, М., 1958; Романс и песня, "СМ", 1959, No 9; Русская советская песня, Л., 1959; "Интернационал" и его авторы, М., 1960; Музыка как вид искусства, М., 1961, 1970; Воспитательная роль музыки, Л., 1962; О современности в музыке наших дней, в сб.: Музыка и современность, (вып. 1), М., 1962; Георгий Свиридов, М., 1964, 1972; Александр Порфирьевич Бородин. Жизнь, деятельность, музыкальное творчество, М.-Л., 1965; Маяковский и музыка, М., 1965; О специфике самодеятельного искусства, в сб.: Проблемы музыкальной самодеятельности, М.-Л., 1965; Стиль, метод, направление, в сб.
: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4, Л., 1965; О природе и выразительных возможностях диатоники, там же; Лирика Пушкина в творчестве сов. композиторов, в сб.: Пушкин и русская культура, Л., 1967; Есенин в музыке, в сб.: Есенин и русская поэзия, Л., 1967; Изучение советского музыкального творчества, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып.
6-7, Л., 1967; Эстетическая природа жанра в музыке, М., 1968; Путь советской песни, М., 1968; Этические основы бетховенской эстетики, в кн.: Людвиг ван Бетховен. Эстетика. Творческое наследие. Исполнительство. Сб. ст. к 200-летию со дня рождения, Л., 1970; Воплощая ленинскую тему, в сб.: Страницы музыкальной ленинианы, Л., 1970; Теория музыкальных жанров.
Задачи и перспективы, в сб.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров, М., 1971; Музыка и общество, М., 1972; Друзья-соперники, в сб.: Поэзия и музыка, М., 1973; Национальное и современное в советской музыке, в сб.: Музыкальный современник, вып. 1, М., 1973; Статьи о советской музыке, Л., 1974; О массовой музыке, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып.
13, Л., 1974; Развитие музыкальной социологии в СССР, в сб.: Социалистическая музыкальная культура, М., 1974; Социология и музыкальная культура, М., 1975, и др.М. Г. Бялик. .