Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - соллертинский и. и.

Соллертинский и. и.

Иван Иванович (20 XI (3 XII) 1902, Витебск11 II 1944, Новосибирск) сов. музыковед, литературовед и театровед. В 1923 окончил Ин-т истории иск-в в Петрограде, в 1926-29 был там же в аспирантуре (история муз. т-ра). Консультировался по вопросам теории музыки и дирижирования у Н. А. Малько. В 1924 окончил романо-германское отделение ф-та обществ. наук Ленингр. ун-та. С 20-х гг. вёл педагогич. работу в ленингр. высших уч. заведениях, в т. ч. в Хореографич. уч-ще, Ин-те сценич. пск-в (Театральный ин-т), Ин-те истории иск-в, Педагогич. ин-те. В 1930-31 и 1935-41 преподавал в Ленингр. консерватории (курсы: история западноевроп. музыки, история эстетич. учений, история т-ра, муз. драматургия; с 1939 профессор). В 1929-44 работал в Ленингр. филармонии редактором, лектором, зав. репертуарной частью; с 1940 её художеств. руководитель. С 1924 выступал как муз. критик.

Выдающийся учёный, критик, оратор, полемист, С. сыграл важную роль в муз. жизни Ленинграда 20-30-х гг. Он обладал большой эрудицией в вопросах лит-ры, музыки, философии и т-ра, феноменальной памятью, знал более 20 иностр. языков. Исключительна деятельность С. в качестве лектора филармонии. Яркий и блестящий дар устной речи позволял С. в увлекательной, живой форме воссоздавать образ композитора, раскрывать его творч. замыслы и характер их воплощения в художеств. произв. Вступит. слова С. к филармонич. концертам содействовали воспитанию культуры слушателей Ленинграда, формированию новой, пролетарской аудитории. В качестве члена Художеств. советов ленингр. муз. т-ров С. активно влиял на отбор репертуара, принимал горячее участие в создании сов. оперы, становлении сов. балета. Плодотворной была и его работа во главе секции муз. критики Лениигр. отделения CK РСФСР. Тесно общался с ленингр. композиторами, в первую очередь с Д. Д. Шостаковичем, к-рый был его ближайшим другом, оказывал им действенную творч. помощь. Перу С. принадлежат первые на рус. языке работы о Г. Малере, К. В. Глюке, Ж. Оффенбахе, Б. Сметане, А. Шёнберге и др. Внёс важный вклад в разработку проблем симф. драматургии и драматургии оперного либретто, романтизма.

Сочинения: Жизнь и театральное дело Жана-Жоржа Новерра, в кн.: Новерр Ж.-Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927; Французский театр XVIII века в переоценке моралистов третьего сословия, в сб.: О театре. Временник Отдела истории и теории театра, сб. 3, Л., 1929; Густав Малер, Л., 1932; Жак Оффенбах, Л., 1933; Музыкальный театр на пороге Октября и проблема оперно-балетного наследия в эпоху военного коммунизма, в кн.: История советского театра (1917-1921), (т. 1), Л., 1933; Симфонические поэмы Рихарда Штрауса, (Л.), 1934; Арнольд Шёнберг, Л., 1934; Гектор Берлиоз, (Л.), 1935; Оноре Бальзак, в сб.: Утраченные иллюзии. Хореографический роман, Музыка Б. В. Асафьева, (Л.), 1936; Бедржих Сметана, в сб.: "Проданная невеста". К постановке оперы..., (Л.), 1937; Глюк, М.-Л., 1937; Избранные статьи о музыке, Л.-М., 1946; Музыкально-исторические этюды, Л., 1956, доп. под назв. Исторические этюды. Критические статьи, т. 1-2, Л., 1963; Статьи о балете, Л., 1973.

Литература: Шостакович Д., И. И. Соллертинский, "СМ", 1946, No 2-3; Друскин M. С., И. И. Соллертинский, в сб.: Ленинградская консерватория в воспоминаниях, Л., 1962; Памяти И. И. Соллертинского. Воспоминания, материалы, исследования, Л.-М., 1974, доп., Л., 1978.

Л. В. Михеева.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое соллертинский и. и.
Значение слова соллертинский и. и.
Что означает соллертинский и. и.
Толкование слова соллертинский и. и.
Определение термина соллертинский и. и.
sollertinskiy i. i. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины