Музыкальная энциклопедия - спиричуэл
Связанные словари
Спиричуэл
Поэтич. тексты С. в большинстве случаев прямо или косвенно связаны с библейскими образами, однако библейские мотивы в них снижены, фольклоризированы, сочетаются с повествованием о собств. повседневной жизни. Тексты С. представляют собой только своего рода программный заголовок; музыка в них всецело господствует. В её основе всегда лежит легко доступная и выразит. мелодия, своеобразная в ладовом и ритмич. отношениях. Гексахордные и пентатонич. попевки сочетаются в ней с постоянными колебаниями между мажорной и минорной терциями (т. н. блюзовая тональность), сообщающими музыке экзотич. оттенок; часто используются нетемперированные звуки, глиссандирование. Ритмич. своеобразие мелодий С. определяется прежде всего сочетанием характерных ритмич. формул европейского происхождения с элементами синкопирования.
С. поются хором a cappella, образуя гетерофонного склада ткань со сложной системой подголосков. При этом осн. напев с большим мастерством импровизационно варьируется всеми участниками. Т.о., С. исполняются как коллективная импровизация, чем определяются особая свежесть и непосредственность их звучания, большая впечатляющая сила.
С. передают преим. глубоко трагич. настроения, чувство веры, им свойственны одухотворённость и искренность, подлинная поэтичность. Порой в С. звучат и ноты протеста, не чужды им и юмористич. темы. Наряду со сдержанными С. распространены и яркоэмоциональные, включающие экстатические юбиляции, выкрики. После Гражданской войны 1861-65 в США появились нотные записи С. и их обработки в виде произв. для сольного пения с инстр. сопровождением (банджо). В таких обработках мелодии богато орнаментировались; гармонизация представляла собой сложный сплав подголосочной полифонии с традиц. европ. функциональной гармонией. Выработались и нек-рые типичные для С. обороты и приёмы изложения (последования 2 и более септаккордов, получившие назв. "парикмахерские гармонии", запрещённый в акад. гармонии параллелизм и др.). Эти полупрофессиональные сольная и нар. хор. разновидности взаимодействовали, влияя и на светские жанры негр. фольклора, в т.ч. на песни социального протеста.
Многие амер. композиторы 19-20 вв. использовали в произв. мелодии и общий склад С. В их числе Дж. Гершвин (сцена похоронного причитания и молитва во время грозы в опере "Порги и Бесс"), Р. Гольдмарк ("Негритянская рапсодия" для оркестра), Дж. Пауэлл ("Негритянская рапсодия" для фп. и оркестра). А. Дворжак в 9-й симфонии ("Из Нового Света", 1893) воспользовался напевами С. для воссоздания локального амер. колорита.
Издания: Вurlin N., Hampton series of Negro-folk songs, v. 1-4, N. Y., 1918-19; Johnson J. W., The book of American Negro spirituals, N. Y., 1925.Литература: Конен В., Пути американской музыки, М., 1961, доп. 1977, гл. 3; Allen W. P., Ware Ch. P., Gаrrisоn M. L., Slave songs of the United States, N. Y., 1867; поcл. изд. 1965; Krehbiel H., Afro-American folk-songs, N. Y. L., 1914, поcл. изд. (1962); Locke A., The new Negro, N. Y., 1925; его же, The Negro and his music, N. Y., 1969; Gordon R., Negro spirituals. Carolina Low Country, N. Y., 1932; Jackson G. P., White and Negro spirituals, N. Y., (1943); Fisher M. M., Negro slave songs in the United States, Ithaca (N. Y.), 1953; Chase G., America's music from the pilgrims to the present, N. Y., (1955), гл. 4 и 12; Соurlander H., Negro folk music, USA, N. Y. -L., 1964; Lоwell J. G., The social implications of the Negro spiritual, в сб.: The social implications of early Negro music in the United States, ed. B. Katz, N. Y., 1969; Southern E., The music of Black Americans: a history, N. Y., 1971.В. Дж. Конен.