Музыкальная энциклопедия - стамиц я. в. а.
Связанные словари
Стамиц я. в. а.
(Stamic, Stamitz) Ян Вацлав Антонин (Иоганн Венцель Антон) (19 VI 1717, Немецки-Брод, ныне Гавличкув-Брод, Чехия 27 III 1757, Мангейм) чеш. композитор, скрипач, дирижёр. С 6-летнего возраста учился игре на скрипке у отца Антонина Игнаца С. (1687-1765), кантора, учителя музыки. В 1728-34 приобрёл навыки игры на разл. инструментах и играл в оркестре иезуитской гимназии в Йиглаве. Испытал влияние чеш. виртуоза скрипача Ф. Мичи. С 1734 работал в Праге. В 1741 придв. музыкант в Пфальце, с 1743 в Мангейме. В 1742 успешно концертировал во Франкфурте-на-Майне как виртуоз (играл на скрипке, виоль д'амур, виолончели, контрабасе; исполнял и собств. произв.). С 1744 1-й скрипач, с 1748 руководитель Мангеймской капеллы. С Мангеймом связана вся последующая деятельность С. (лишь в 1747-48 дирижировал придв. капеллой и выступал как солист в Штутгарте). Под рук. С. Мангеймская капелла стала одной из лучших в Европе (расширил её состав до 50 оркестрантов; гл. обр. его ученики). Основатель мангеймской школы, С. создал новый конц. стиль орк. исполнения, отличавшийся исключит. сыгранностью оркестрантов, отточенным ритмом, широким использованием длительных динамич. нарастаний и спадов звучности. Реформатор оркестра, С. ввёл в его состав валторны и кларнеты. С 1748 соч. С. (особенно симфонии и концерты) стали исполняться и в др. европ. странах. В 1751, 1754-55 выступал как дирижёр и солист в Париже. В 1755 под упр. С. здесь была исполнена его симфония, в к-рую впервые в истории этого жанра он включил кларнеты. С успехом исполнял сольную партию в своих концертах для скрипки, для виоль д'амур с оркестром; как виртуоз он состязался со скрипачом П. Гавинье. Творчество С. послужило поводом для памфлета Ф. М. Гримма "Маленький пророк из Бёмиш-Брода" (вышел анонимно в 1753). Исполнение С.-скрипача отличали монументальность, богатство динамич. оттенков, сочный тон, блестящая техника двойных нот. Был выдающимся педагогом; среди его учеников (более 30) К. Каннабих, А. Фильц, Ф. Бек, В. Крамер, а также сыновья Карел и Антонин С. В исполнит. и композиторском творчестве С. воплотил эстетич. идеалы эпохи Просвещения. Его иск-во (сохранилось 175 соч.) основано на претворении традиций чеш. нар. музыки, синтезе достижений чеш., австр., нем. и итал. мастеров. С. был новатором и в области формы: разработал предклассич. тип сонатного allegro, 4-частный сонатный цикл; внёс новое, драм. содержание в симфонию и концерт, с чем связано усиление тематич. контрастов, применение напряжённых звучаний, резких динамич. переключений и др. ярких выразит. средств; использовал программность (симфонии "Весенняя", "Немецкая мелодия" и др.). Оказал влияние на формирование творчества чеш., нем., франц., итал. композиторов 18 в. (Ф. К. Рихтер, И. К. Бах, К. Диттерсдорф, Ф. Госсек, Л. Боккерини и др.). Симфонии Es-dur и G-dur (с гобоем и 2 валторнами) изданы X. Риманом ("Denkmдler der Tonkunst in Bayern", Bd 8, Tl 2), симфония для 2 оркестров Г. Шнайдером (Lpz., 1934), конц. симфония для скрипки, флейты, гобоя, кларнета и 2 валторн К. Гейрингером (W., 1935).Сочинения: для орк. 74 симфонии, 10 трио; концерты с орк. 16 для скр., 16 для клавира, для духовых инструментов, в т.ч. для кларнета (первый в истории музыки); камерно-инстр. ансамбли дуэты для скр., сонаты для скр. с басом, для влч. с басом; струн. квартеты; сонаты и каприсы для скр. соло; культовая хор. музыка.Литература: Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М.-Л., 1951, с. 75-79; его же, История чешской музыкальной культуры, т. 1, М., 1959, с. 276-77; Вurney С., The present state of music in Germany, the Netherlands and the United provinces, L., 1773 (рус. пер. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1772 г...., М.-Л., 1962, с. 49); Сuсuеl G., La Poupliniиre et la musique de chambre au XVIIIe siиcle, P., 1913; Helfert V., Hudba na jaromerickйm zamky, Praha, 1924; Gradenwitz P., Johann Stamitz. Das Leben, Brno, 1936; Pospisil A., Kolem Jana Vбclava Stamice, Havlickuv Brod, 1947; Nettl P., Das kleine Prophet von Bцhmisch-Brod, Esslingen, 1953; см. также лит. при ст. Мангеймская школа.В. Ю. Григорьев.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое стамиц я. в. а.
Значение слова стамиц я. в. а.
Что означает стамиц я. в. а.
Толкование слова стамиц я. в. а.
Определение термина стамиц я. в. а.
stamic ya. v. a. это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):