Музыкальная энциклопедия - "страсти"
Связанные словари
"страсти"
театрализованные инсценировки "С", проникнутые не ортодоксальным, а человечным, гуманным духом. Респонсорные "С." исторически устойчивый тип, к-рый более всего соответствовал нуждам литургии. Однако в связи с дальнейшей общемуз. эволюцией с 16 в. усиливается значение полифонич. начала: возникает исторически третий, мотетный тип "С.
", где весь канонич. текст давался в хор. изложении. В том же 16 в. в результате реформы Лютера возникают протестантские "С.". Введение нем. языка, протестантского хорала, а затем и допущение инстр. сопровождения видоизменяют характер "С.", их муз. трактовку. В 17 в. постепенно подготавливался, а в 18 в.утвердился тип ораториальных "С.". В конечном итоге произв. этого типа выходят за рамки литургии и начинают исполняться либо в концертном, либо в театрализованном виде. Так, к кон. 18 в. окончательно преодолевается древняя литургич. традиция. Классич. образцами респонсорного типа с участием хора (без инстр. сопровождения), но в протестантском преломлении могут служить "С.
" Г. Шюца (1665-66), мотетного Я. Обрехта, отчасти Орландо Лассо (16 в.); высшее достижение, представляющее собой синтез разных типов, две партитуры "С." И. С. Баха (1724-29; были последующие редакции); характерный образец позднейших "С." популярная в свое время оратория "Смерть Иисуса" К. Грауна (1755).В 20 в., преим. под воздействием католицизма, возрождается интерес к созданию "С." в ином, более свободном толковании. Известность приобрели "Страсти по Луке" К. Пендерецкого (1966).
Литература: Друскин М., Пассионы И. С. Баха, Л., 1972, доп. под загл.: Пассионы и мессы И. С. Баха, Л., 1976, Terry Ch. S., Bach: the passions, L., 1926, 1933, Сhai11ey J., Les passions de J.-S. Bach, R., 1963.M. С. Друскин. .