Музыкальная энциклопедия - таиландская музыка
Связанные словари
Таиландская музыка
В Таиланде, как и во мн. странах Юго-Вост. Азии, трудно провести грань между традиционной и т. н. классич. музыкой. Мастерство музыкантов-непрофессионалов очень высоко. Подлинная виртуозность отличает игру ансамблей деревенских музыкантов. В наиболее нетронутом виде традиц. музыка сохранилась в деревнях р-на Чиангмай.
У народов Таиланда распространён тип историч. баллад (часто героич. содержания) фонг сы. Песни этого жанра отличаются продолжительностью, пение перемежается развёрнутыми инстр. интерлюдиями. Мелодии песен речитативного характера тесно связаны со структурными закономерностями текста. Манера пения характеризуется своеобразной вибрацией на выдержанных звуках и обильной мелизматикой. Жанр хат лыон ("чередующиеся песни") включает свадебные песни куан ланг.
Разнообразен муз. инструментарий Таиланда. Среди струнных 2-струнные скрипки кит. происхождения сау дуонг и сау о (используются как сольные инструменты и в ансамблях), 3-струнные скрипки сау сам сай (корпус из скорлупы кокосового ореха треугольной формы), 3-струнная лютня сёунг, цитра кхим (кит. происхождения), тьакау (напоминает гитару больших размеров; играют на этом инструменте преим. женщины). Духовые поперечная флейта кхлый, гобой (с 8 отверстиями) пинай, инструмент типа волынки кхен. Ударные ксилофоны ранад ёк и ранад тхум, пластинчатый металлофон ранад ёк лёк, гонги, в т. ч. вонг иай и вонг лёк, барабаны тхон, рамана (маленькие, с одной мембраной), кхлонг кхёк (продолговатый, 2-сторонний; малайского происхождения), кхлонг тхад (бочкообразный; кит. происхождения), тапхон (горизонтальный, 2-сторонний, во время игры помещается на спец. подставку; по-видимому, инд. происхождения), тарелочки чинг, большие тарелки чхап.
В Таиланде популярны инстр. ансамбли, неизменно участвующие в нар. празднествах, придв. церемониях, театр. представлениях, они сопровождают также нек-рые религ. буддистские обряды, исполняют танц. и развлекат. музыку. Широко распространён ансамбль классич. типа пипхат. Существует ряд его разновидностей. По составу и манере исполнения пипхат аналогичен кхмерскому пин-пеату, лаосскому пипхату и бирманскому саин ваин. Он включает 1-2 пиная, ксилофоны ранад ёк и ранад тхум, гонги вонг иай и вонг лёк, барабаны кхлонг тхад и тапхон, тарелочки чинг (выполняют роль метронома). Иногда добавляется также ранад ёк лёк. В классич. репертуаре пипхата сложные развёрнутые композиции, строящиеся на своеобразном взаимодействии инструментов ансамбля. Из коротких мотивных образований сплетаются бесконечные мелодич. линии (поручены ксилофонам и гонгам), развивающиеся в параллельном или противоположном движении равными метрич. длительностями, в оживлённом темпе. Барабаны выполняют функцию "пунктуации", подчёркивая осн. ритмич. формулы и окончания фраз. Нередко используется приём двойного ускорения темпа. Ладовой основой композиций является традиц. кхмерская гептатоника, представляющая собой 7-ступенный звукоряд с приблизительно равными интервалами между ступенями. Пьеса часто начинается сольными пассажами пиная, богато орнаментированными (иногда пинай вступает только во 2-й части композиции). Осн. разделы произв. связываются речитативными интерлюдиями в свободном метре (виртуозные пассажи на пинае, ксилофоне, гонге вонг иай).
Известен также ансамбль традиционного типа круанг сай (на северо-востоке Таиланда популярен ансамбль вонг кхен, на севере вонг писо, на юге вонг шатри) и смешанного типа мохори (своеобразная комбинация инструментов, входящих в пипхат и круанг сай).
В совр. Таиланде всё чаще встречаются ансамбли смешанного состава, куда входят нац. струнные инструменты, а также инструменты европ. происхождения (скрипка, кларнет, вибрафоны и т. д.). Это породило тенденцию к трансформации традиц. звукоряда в равномерно-темперированный, в результате чего музыка во многом теряет присущее ей своеобразие.
Существ. место отводилось музыке в придв. быту. При дворе правителей Сиама обязательными были муз. ансамбли, к-рые играли в дни торжеств, во время приёмов гостей и др. церемоний. К музыкантам относились с почтением, среди членов королевской фамилии было немало хороших исполнителей на различных инструментах (известна легенда о короле Раме II, виртуозе на скрипке сау сам сай, который отменил налоги с плантаций, где росли кокосовые орехи треугольной формы).
С далёких времён одним из любимых нар. развлечений были песенно-поэтич. состязания хан кхуонг. Девушки, стоящие на помосте, поют попеременно с юношами, находящимися около него. Юноша, ответивший девушке достаточно поэтично и находчиво, поднимается на ступень лестницы, ведущей на помост. Подобные песни-ухаживания обычно сопровождает старинный тайский инстр. ансамбль круанг сай тхай дёум, по составу и стилю исполнения сходный с сев.-лаосскими ансамблями, играющими на свадьбах. Для этого ансамбля типично своеобразное тембровое сочетание флейты кхлый и гобоя пинай, мелодические линии которых причудливо переплетаются. Поддерживают их скрипки сау дуонг и сау о, цитры кхим, барабаны тхон, рамана (звучат всегда в паре) и кхлонг кхёк.
Большой популярностью в Таиланде пользуются всевозможные театр. представления, в к-рых музыке принадлежит одна из ведущих ролей. Обязат. участником спектаклей любимого в народе кукольного т-ра кхампхак (один из видов т-ра теней; разыгрываются преим. сюжеты из тайской версии "Рамаяны" "Рамакиян") является ансамбль, включающий небольшой цилиндрический барабан, на котором играют пальцами, ксилофон и гонг (гонг иногда заменяется тарелочками, а ксилофон кхеном). Текст от автора, произносимый кукольником, исполняется в характере речитатива.
Спектакли т-ра масок кхон, являющиеся в сущности пантомимой, насыщены музыкой. Партия ведущего это своеобразная речитация под музыку. Большое место отведено хору, поющему песни. Всё действие (в основном также эпизоды из "Рамакиян") сопровождается игрой ансамбля, состоящего из дух. и удар. нац. инструментов. Ударные определяют ритм движения актёров. Перерывы между сценами заполняются танцами, к-рые некогда представляли собой самостоят. сценич. форму рабам, по-видимому, кхмерского происхождения. Немаловажна роль музыки и в спектаклях лакхон (разновидность т-ра масок; в т-ре кхон все роли исполняют мужчины, в лакхон только женщины). Здесь танец является не вставным номером, а осн. элементом спектакля. Сюжеты, заимствованные гл. обр. из преданий и героич. сказаний кхонтаи, а также из буддийских джатак (повестей), включают и нек-рые эпизоды из "Инао" (сиамская переработка яванского эпоса "Панджи"), с к-рым связаны своеобразные муз. традиции. В театр. представлении ликэ (традиц. т-р малайского происхождения, одна из древнейших форм т-ра масок), широко популярном среди сельского населения и поныне, на всём протяжении спектакля звучит музыка. Непрерывно чередуются речитативы, песни, танцы, к-рым аккомпанирует инстр. ансамбль пипхат.
Значит. пласт культуры Таиланда составляет культовая музыка. Многие буддийские церемониалы и обряды (буддизм юж. ветви хинаяна является гос. религией Таиланда; малайцы, обитающие на юге страны, исповедуют ислам, в сев. р-нах нек-рое распространение получило христианство) сопровождаются муз. ансамблями. В произнесении молитв большое значение имеет речитация. Один из видов религ. музыки пласатвай распространён в р-не Чиангмай (в монастыре ват Нантарам и др.). Ритуальный ансамбль, принимающий участие в религ. процессиях, состоит обычно из 3 лютней сёунг, флейты кхлый, скрипки сау о, тарелок чхап и чинг, барабана. Муз. композиции пласат вай представляют собой калейдоскопич. сплетения из множества мотивных образований. Они отличаются ладовой устойчивостью, сдержанным темпом. Мелодич. линию ведут сёунги, кхлый, сау о, ударные подчёркивают метрич. акценты. В этих композициях заметно влияние кит. музыки.
На Т. м. оказала определ. воздействие европ. культура. Первые торговые миссии из Европы проникли в Таиланд в 17 в. (голландцы, затем англичане). Позднее на Таиланд претендовали Испания, Португалия, Франция. В 19 в. Таиланд попеременно зависел от Великобритании и Франции, позднее Японии. Влияние европ. муз. традиций стало ощущаться к кон. 19 в. Появились европ. муз. инструменты, со временем вытеснившие из ансамблей нек-рые нац. инструменты. Был создан придв. дух. бэнд, открылись частные муз. школы европ. типа.
Значит. социальным явлением стало песенное движение "музыка для жизни", распространившееся вслед за гос. переворотом 1932 и установлением в Таиланде конституционной монархии. Эти песни, использующие традиц. мелодии, исполнялись с совр. актуальными текстами (социальная критика, политич. сатира и др.). Пропагандистами их явились ансамбли "Каммачон" ("Рабочие"), "Караван" и др. В репертуаре этих ансамблей большое место занимают произв., посв. пролетариату и крестьянству. Стремясь к контакту с аудиторией, участники ансамблей поют на диалектах тех местностей, где они выступают. В инстр. сопровождение наряду с бамбуковыми флейтами, кхенами и др. нац. инструментами включены совр. гитары, барабаны, используется электронная аппаратура. Выступления таких коллективов неоднократно запрещались реакц. режимами Таиланда.
С сер. 50-х гг. обнаруживаются тенденции к подъёму нац. культуры, к возрождению и развитию самобытных жанров, стилей, форм. Большую работу проводит Департамент изящных иск-в. Он руководит деятельностью художеств. коллективов, объединяет ряд ансамблей классич. музыки (Пипхат Дюкдамбан, Пипхат Кхруенг Иай и др.), хоры, Художеств. оркестр (симфонический, малого состава, организован в 60-х гг., руководитель амер. дирижёр Дж. де Прист; в репертуаре гл. обр. произв. зап.-европ. классики) и Нац. ансамбль Таиланда, завоевавший известность и за рубежом (выступал в СССР в 1976). Танц. группа ансамбля исполняет танцы классич. стиля ("Соенг Катип Кхао", "Кинари", "Си Нуан" и др.), инстр. группа это традиц. ансамбль пипхат. В концертах ансамбля участвуют ведущий (ему поручены речитативы) и неск. певцов (исполняют песни классич. стиля). Департамент изящных иск-в организует концерты нац. и заруб. музыки, наиболее значительные из них проходят в помещении Нац. т-ра в Бангкоке.
Всё большее внимание уделяется муз. образованию. Созданы ф-ты иск-в при ун-те Силпакорн, Чулалонгкорнском, Касетсартском и др. ун-тах, муз. дисциплины преподаются в ряде колледжей, в т. ч. буддийских. Изучением нац. муз. культуры занимаются ун-ты, а также Таиландское об-во (быв. Сиамское, осн. в 1904).
Среди совр. таиландских музыкантов композиторы Монтри Трамоте, принц Нарис (пишут музыку в традиц. стиле, аранжируют традиц. нар.-проф. произв.), певицы У. Сукантхамалаи, Т. Айлин, Ч. Дурьябханд, исполнители на пинае Т. Конглаитонг, Н. Таймин и др.
Муз. коллективы и специалисты в области нац. музыки участвуют в междунар. фестивалях, конференциях, симпозиумах. Большое значение имел проведённый в 1976 в Бангкоке Фестиваль музыки и танцев Азии, на к-ром выступили лучшие музыканты и танцоры ряда азиатских стран.
Литература: Stumpf С., Tonsysteme und Musik der Siamesen, в кн.: Beitrдge zur Akustik und Musikwissenschaft, Lpz., 1903; Phra Chen Duriyanga, Thai music, Bangkok, 1948, 1954; Yuphо Dh., Thai musical instruments, Bangkok, 1960; Hamburger L., Fragmented society. The structure of Thai music, "Sociologus", 1967, v. 17, No 1; Moore S., Thai songs in 7/4 meter, "Ethnomusicology", 1969, v. 13, No 2; Mоrton D., The traditional music of Thailand, Berk., 1976.Дж. К. Михайлов, E. В. Васильченко.