Музыкальная энциклопедия - тала
Связанные словари
Тала
Т. функционально связан со звучанием удар. инструментов: таблы, мриданга, пакхаваджа и др. Участие удар. инструмента, сопровождающего вок. или инстр. исполнение, а также выступающего в качестве солирующего, обязательно для композиции классич. типа. Звуки, составляющие вок. или инстр. линии, могут совпадать (сама) или не совпадать (вишама) с осн. метрич. долями. Вишама бывает 2 видов: в случае, когда звуки мелодич. линии опережают осн. метрич. доли, вишама носит назв. атита, а когда следуют за ними анагата.
Минимальной временной единицей в инд. музыке считается кшана. Критерий определения её длительности скорее образный, чем научный: по традиции кшана время, к-рое требуется для того, чтобы пронзить булавкой 100 лепестков лотоса, сложенных вместе. Осн. временнуй единицей является матра (или акшара в карнатской традиции). Она, как полагают инд. музыканты, равна 16 384 кшана. Продолжительность временнуй единицы служит критерием для определения темпа (лайя). Чем больше длительность матра, тем медленнее темп, и наоборот. В инд. муз. практике находят применение 3 осн. лайя: виламбит (виламба) медленный темп, мадхья умеренный, друта быстрый. Разл. градации темпов обозначаются следующим образом: ати виламбита очень медленный темп, ати друта очень быстрый. Лайя также не представляет собой абсолютной величины: она связана с индивидуальным ощущением музыканта и зависит от его темперамента. Наиболее естественным считается метрич. пульсация матра, совпадающая с биением человеческого сердца. Существует также определ. закономерность в соотношении темповых градаций, более ярко выраженная в карнатской музыке, но получившая распространение и в нек-рых стилях традиции хиндустани. Она заключается в последовательном удвоении темпов; при этом мадхья в 2 раза быстрее, чем виламбит, а друта, в свою очередь, в 2 раза быстрее мадхья.
Осн. временнбя единица (матра) делится на более мелкие части гати (или надаи в карнатской традиции). В этом случае одна матра носит назв. анудрут, 1/2 матры трути, 1/4 калa, 1/8 нимеша. В свою очередь, матра (или акшара) организуется в ритмич. ячейки (анга), имеющие свои названия. Так, напр., первая анга, друта, содержит 2 матра. Вторая анга, лагу, может заключать в себе 3, 4, 5, 7 или 9 матра; в этом случае она приобретает дополнит. наименование: тишра лагу содержит 3 матра, чатушра лагу 4, кханда лагу 5, мишра лагу 7 и санкирна лагу 9. Др. учёные, придерживаясь иной группировки матра в анга, предлагают следующую схему: анудрут 1 матра, друт 2 матра, лагу 4, гуру 8, плута 12, какапада 16. Соответственно количеству матра, заключённых в анга, Т., состоящие из одинакового количества метрич. единиц, могут быть организованы по-разному. Так, напр., южноинд. Т. джампа и матья имеют по 10 матра, но первый организован как 7 + 1 + 2, а второй 4 + 2 + 4. Существуют ещё более тонкие различия, определяемые терминами "гати" или "надаи". Так, североинд. тритал и тилвада тал, оба включающие по 16 единиц, имеют каждый по 4 анга и организованы как 4 + 4 + 4 + 4 = 16 матра; в этом случае различия между ними устанавливаются путём тонкого ритмич. варьирования внутри анга (разнообразие акцентов, асимметрия ритмич. рисунков и т. д.).
Сочетания разл. анга образуют временнуй цикл или круг (аварта или авритти), к-рый затем неизменно повторяется с сохранением осн. структурных закономерностей. Одной из гл. закономерностей является система тали-кали-сам, распространённая как в классич., так и в традиц. музыке. Она подразумевает наличие и постоянное фиксирование точек высшего напряжения в метроритмич. цикле (аварта). 1-я точка носит назв. сам; это важнейшая и наиболее акцентированная доля аварта, открывающая цикл и завершающая его; 2-я опорная точка, к-рая, однако, не всегда присутствует, помещается обычно в середине аварта и носит назв. кали (или визу в карнатской традиции). Местоположение сам и кали в аварта стандартизовано в обеих традициях инд. музыки, хотя между исследователями существуют нек-рые разногласия, напр. в случае с тритал относительно того, на какие доли аварта приходятся сам и кали. Эта система служит основой, на к-рой впоследствии разворачивается целый ряд ритмич. вариаций в партии солиста и исполнителя на ударных, неизменно возвращающихся к сам. Система тали-кали-сам более характерна для традиции хиндустани, в то время как музыканты карнатской традиции обычно осуществляют метроритмич. контраст, сопровождая исполнение хлопаньем в ладоши или движениями рук, имеющими определённое семантич. и мнемонич. значение.
Важной особенностью Т. является мнемонич. обозначение каждой доли в пределах аварта: в североинд. музыке это называется бол, в карнатской соллу. Разл. способы игры на удар. инструментах отмечаются в записи разными слогами. Подобное "ритмич. сольфеджио" при обучении игре на удар. инструментах помогает музыканту запомнить и структуру данного Т., и способ его "произнесения" на инструменте. Так, напр., джаптал выражается следующим образом: Дхи на | Дхи дхи на | Ти на | Дхи дхи на|
2 + 3 + 2 + 3 = 10 матра.
Последовательность болов носит название тека; тека любого Т. известна и исполнителям, и слушателям. В начале композиции исполнитель на удар. инструменте "произносит" тека осн. Т., экспонируя его, а затем уже развёртывает ритмич. вариации.
Упоминание о Т. можно найти уже в древних трактатах. Напр., Бхаратой в "Натьяшастре" описаны 22 вида Т., Шарнгадева в "Сангитаратнакара" упоминает 120 разновидностей Т. В 20 в. в практике обеих традиций находится ок. 15 видов Т. Самыми популярными в карнатской музыке являются ади Т. (8 матра), джампа Т. (10), рупака (6), разновидности чапу, а в традиции хиндустани дадра (6), чаутал (12), дхамар (14), рупак (7), джаптал (10), эктал (12), джумра (14), тритал (16), тилвада (16).
Т. в обеих традициях классифицируется на 5 групп (джати) согласно количеству матра в аварта, а также структуре анга. Напр., в класс каташра входят тритал (16), тилвада (16), чаутала (12); в тишра дадра (6), кемта (6), друт-эктала (12); в кханда джаптал (10), пушту (5); в мишра дипчанди (14), рупак (7), тивра (7), а все остальные Т., содержащие 11, 13 или 15 матра, в санкирна.
Система Т., так же как и paгa, заключает в себе глубокий этич. смысл. Каждый стандартизированный тип Т. является выразителем того или иного состояния. Т. дадра и кемта связаны с выражением романтич. и жизнерадостных настроений; именно эти Т. используются в т. н. "лёгкой" классич. инд. музыке. Чаутала и дхамар Т. создают вира раса (чувства силы и превосходства), а тритала выражает шанта раса чувства умиротворённости и спокойствия.
Литература: Daniйlou A., Northern Indian music, v. 1-2, Calcutta L., 1949-54; Ghosh N., Fundamentals of raga and tala, with a new system of notation, Bombay, 1968; Deva B. Ch., Indian music, (New Delhi, 1974).E. M. Гороховик.