Музыкальная энциклопедия - таманьо ф.
Связанные словари
Таманьо ф.
Т. вошёл в историю оперного т-ра как один из лучших теноров. Обладал голосом красивого прозрачного светлого тембра, феноменальным по силе звука, звонким и в то же время лёгким верхним регистром и плотными, насыщенного звучания нотами в среднем и нижнем регистрах, могучим дыханием, безупречной дикцией. Его виртуозное вок. мастерство сочеталось со сценич. талантом, выразительностью пластики и мимики, ярким темпераментом. Был блестящим исполнителем героико-драм. теноровых партий в операх Дж. Верди, особенно близких его творч. индивидуальности. Лучшее создание певца образ Отелло (первый исполнитель; 1887, "Ла Скала"; Т. готовил партию под рук. Верди). Среди партий: Арнольд ("Вильгельм Телль" Россини), Эдгар, Дженнаро ("Лючия ди Ламмермур", "Лукреция Борджа"), Ричард, Эрнани, Дон Карлос, Радамес, Габриэле Адорно, Манрико ("Бал-маскарад", "Эрнани", "Дон Карлос", "Аида", "Симон Бокканегра", "Трубадур" Верди), Энцо ("Джоконда" Понкьелли), Васко да Гама, Роберт, Рауль, Иоанн Лейденский ("Африканка", "Роберт-Дьявол", "Гугеноты", "Пророк"). В конце оперной карьеры Т. выступил и в первых веристских операх: "Сельская честь" Масканьи, "Медичи" Леонкавалло, "Андре Шенье" Джордано и др. В 1903 были записаны на пластинку (для фирмы "Gramophone Typewriter") неск. оперных арий в исполнении Т.
Литература: Litvinne F., Ma vie et mon art, P., 1933 (рус. пер. Литвин Ф., Моя жизнь и мое искусство, Л., 1967, с. 53); Соrsi M., Tamagno il pщi grande fenomeno canoro dell'Ottocento, Mil., 1937; Lancellotti A., Tamagno, в его кн.: Le voci d'oro, Roma, 1942; Tegani U., Cantanti di una volta, Mil., 1945; Della Corte A., L'interpretazione musicale e gli interpreti, (Torino, 1951); Gara Fr., F. Tamagno, "La Scala", 1954, No 50-51; Lauri-Vо1pi G., Voci parallele, Mil., 1955 (рус. пер. Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, Л., 1972, с. 151-54); Сandida F., Il grande romantico, "La Scala", 1957, No 87.С. M. Грищенко.