Музыкальная энциклопедия - тьерсо ж. б. э.
Связанные словари
Тьерсо ж. б. э.
В центре науч. интересов Т. проблемы франц. муз. культуры, в частности франц. нар. творчества. В 1889 вышел в свет фундаментальный труд Т. "История народной песни во Франции", ставший основополагающим для всех последующих исследователей в этой области. Этой же тематике посвящены его работы "Мелодические типы во французской народной песне" (1894) и "Народная песня и писатели-романтики" (1931). В 1895 по поручению правительства Т. собирал нар. песни во Франц. Альпах (опубликованы в 1903). Богатый историч. и документальный материал использован в исследованиях "Руже де Лиль" (1892), "Песни и празднества Французской революции" (1908) и "История Марсельезы" (1915). Т. автор монографич. работ о Ж. Ж. Руссо, Куперенах, К. В. Глюке, В. А. Моцарте, Л. Бетховене, Г. Берлиозе, Б. Сметане, И. С. Бахе и др. Перу Т. принадлежит также множество науч. статей. В трудах Т. привлекает рассмотрение муз. явлений на широком культурно-историч. и бытовом фоне, тонкость муз.-эстетич. характеристик. Опубликовал письма Берлиоза ("Correspondances de Berlioz", t. 1-3, P., 1904-30), "Письма музыкантов, написанные по-французски" ("Lettres de musiciens йcrites en franзais", t. 1-2, Turin, 1924, 1936), "Французские письма Р. Вагнера" ("Lettres franзaises de R. Wagner", 1933), большое количество сб-ков нар. песен, в т. ч. "Chansons de Ronsard" (1924). Среди муз. соч. Т."Эллада" (по П. Б. Шелли) для хора и оркестра; "Рапсодия на народные песни Брешии" ("Rapsodie sur les chants populaires de la Bresse"), сюита "Народные французские танцы" ("Danses populaires franзaises", 1900), "Танцы в семи темпах" ("Dances а cinq temps", 1910), симф. легенда "Сэр Хейлвин" ("Sire Halewyn", 1897) для оркестра, музыка к трагедии "Андромеда" Корнеля (1897), песни и хоры.
Литературные сочинения: Histoire de la chanson populaire en France, P., 1889; Osnabrьck, 1969 (в рус. пер. История народной песни во Франции, М., 1975); Musiques pittoresques. Promenades musicales а l'exposition de 1889, P., 1889; Rouget de Lisle, P., 1892; La messe "Douce mйmoire" de R. de Lassus, P., 1893; Les types mйlodiques dans la chanson populaire franзaise, P., 1894; Йtude sur "les Maоtres-Chanteurs...", P., 1899; Ronsard et la musique de son temps, "SIMG", 1902/03, Bd 4; Index musical pour le Romancero populaire de la Prance par G. Doncieux, P., 1904; H. Berlioz et la sociйtй de son temps, P., 1904; Notes d'ethnographie musicale, sйrie 1, P., 1905, sйrie 2, Lamusique chez les peuples indigиnes de l'Amйrique du Nord, "SIMG", 1910, Bdll, No 2; Les fкtes et les chants de la Rйvolution franзaise, P., 1908 (рус. пер.Празднества и песни Французской революции, П., 1917, под ред. А. С. Рабиновича, М., 1933); Gluck, P., 1910; Beethoven, musicien de la Rйvolution..., P., 1910; J.-J. Rousseau, P., 1912; Histoire de la Marseillaise, P., 1915; Un demi-siиcle de musique franзaise, P., 1918, 1924 (рус. пер.Полвека французской музыки, в кн.: Французская музыка второй половины XIX века, под ред. М. С. Друскина, М., 1938); La musique dans la comйdie de Moliиre, P., 1922; La damnation de Faust de Berlioz, P., 1924; Bizet et la musique espagnole, "Mйnйstrel", 1925, No 39, 40, 41, 42 (рус. пер.Бизе и испанская музыка, в кн.: Французская музыка второй половины XIX века, М., 1938); Les Couperin, P., 1926, 1933; Smetana, P., 1926; La musique aux temps romantiques, P., 1930; La chanson populaire et les йcrivains romantiques, P., 1931; Don Jean de Mozart, P., 1933; J. S. Bach, P., 1934.Литература: Engel С., J. Tiersot, "MQ", 1937, n. 23, No 2.E. P. Бронфин.