Музыкальная энциклопедия - тинкторис й.
Связанные словари
Тинкторис й.
Трактаты: "Определитель музыки" ("Terminorum musicae diffinitorum", ок. 1472-73) первый в истории музыки систематич. муз-терминологич. словарь (ок 300 терминов); "Совокупность воздействии музыки" ("Complexus effectuum musices", ок. 1473-74) классификация и красочное описание назначения музыки; "Музыкальные пропорции" ("Proportionale musices", ок. 1473-74) развитие древнего пифагорейского учения о числовой основе муз. иск-ва, воспринятого, вероятно, через А. М. С. Боэция. Доводя до предела сложность отношений мензуральной ритмики, T приходит к ритмам в пропорциях 7:4, 8:5, 17:8, 13:5, 14:5 (совпадающим с сериальной ритмикой 20 в); "Книга имперфекции музыкальных нот" ("Liber imperfectionum notarum musicalium", ок. 1474-75); "Трактат о правилах нотных длительностей" ("Tractatus de regulari valore notarum", ок 1474-75) и " Трактат о нотах и паузах" ("Tractatus de notis et pausis", ок. 1474-75) посвящены метроритмич. организации музыки; "Книга о природе и свойствах ладов" ("Liber de natura et proprietate tonorum", 6 нояб. 1476) о структуре ладовой системы; "Книга об искусстве контрапункта" ("Liber de arte contrapuncti", 11 окт. 1477) фундаментальное учение о контрапунктич. композиции (излагаются "8 общих правил контрапункта", проводится различие между контрапунктом "простым" и "цветистым", различие между произв. со стабильным текстом и с импровизируемым и др.); "Трактат об альтерациях" ("Tractatus alterationum", после 1477) и "Статья о музыкальных точках" ("Scriptum super punctis musicalibus", после 1477) о ритме; " Описание руки" ("Гвидоновой") ("Expositio manus", после 1477) о звуках муз. системы; "Об изобретении и применении музыки" ("De inventione et usu musicae", между 1480 и 1487 или ок. 1487; фрагменты опубликованы в кн К. Вайнмана (Weinmann К., "Johannes Tmctoris...", 1917)) о пении и певцах, инструментах и исполнителях.
Т.-композитору принадлежат 4 мессы, 2 мотета, ламентации, 7 франц. песен (шансон), итал. песня; ряд мотетов приведен Т. в "Книге об искусстве контрапункта" в качестве нотных примеров.
Литература: Грубер. R. И., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, M., 1953; Шестаков В. P. (сост.), Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения, M., 1966; его же, От этоса к аффекту, M., 1975; Wеinmann К., Johannes Tinctoris und sein unbekannter Traktat "De inventione et usu musicae", Regensburg-Rom, 1917, Tutzing, 1961; Borren Ch. van den, Tinctoris Johannes, в кн.: Biographie nationale... de Belgique, t. 25, Brux., 1931; Schдfke R., Geschichte der Musikдsthetik in Umrissen, В., 1934, Tutzing, 1964; Ва1mer L., Tonsystem und Kirchentцne bei Johannes Tinctoris, Bern, 1935; Krenek E., Proportionen und pythagorдische Hдmmer, "Musica", 1960, Jahrg 14, H. 11; Gerritzen G., Untersuchungen zur Kontrapunktlehre des Johannes Tmctoris, Kцln, 1974.Ю. Н. Холопов.