Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - титовы

Титовы

семья рус. деятелей культуры. Николай Сергеевич Т. (гг. рожд. и смерти неизв.) поэт, драматург и композитор 18 в. Состоял на воен. службе (полковник), принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. Большой любитель театра, он был антрепренёром в Москве (1766-69; пользовался покровительством двора и местных властей). Автор ряда комедий, в т.ч. "Обманутый опекун" (пост. 1767, Москва; изд. 1788), "Чему быть, того не миновать, или Тщетная предосторожность" (изд. 1788; пост. 1795, Петербург), "Наследники" (изд. 1799), а также текста и музыки к "нац. рус. представлению" "Новый год, или Встреча Васильева вечера" (пост. 1768, Москва).

Сыновья Т. Алексей и Сергей были музыкантами. Алексей Николаевич Т. (12(23) VII 1769, Петербург 8(20) XI 1827, там же) композитор и скрипач. Служил в конной гвардии, с 1802 генерал-майор. Дом Т. был одним из центров петерб. художеств. жизни. В проходивших здесь муз. собраниях принимали участие крупнейшие рус. и заруб. артисты. Создал ок. 20 муз.-сценич. произв. (почти все сохранились в партитурах), среди них оперы, балеты, мелодрамы, музыка к спектаклям драм. т-ра. Постоянным его либреттистом был литератор А. Я. Княжнин (сын Я. Б. Княжнина). Наибольшей известностью пользовалась комич. опера Т. "Ям, или Почтовая станция" (пост. 1805, Петербург). Написанные им впоследствии оперы "Посиделки, или Продолжение Яма" (также под назв. "Посиделки, или Следствие Яма", 1807, пост. 1808, Петербург), "Девишник, или Филаткина свадьба" (1808, пост. 1809, Петербург) связаны с первой оперой сюжетной канвой и составляют с ней трилогию. Музыка её выдержана в рус. песенно-романсном стиле, истоки к-рого восходят к "российским песням". В оперных партитурах Т. применяет большие для того времени составы оркестра, отдавая предпочтение плотной орк. фактуре (использует весь инструментарий, употреблявшийся в рус. опере нач. 19 в.). Трилогия, при всех достоинствах её музыки, всё же явилась шагом назад по сравнению с бытовыми комич. операми 18 в. В 1817 Т. написал историко-бытовую оперу из жизни Киевской Руси "Мужество киевлянина, или Вот каковы русские" (пост. Большой т-р, Петербург). Среди его опер "Нурзахад, или Несчастье от бессмертия" (1807), "Минутное заблуждение" (1809), "Легковерные" (1812), "Праздник Могола, или Торжество Олимара" (1823). Т. принадлежит также музыка к мелодрамам "Андромеда и Персей", "Цирцея и Улисс" (обе 1802), музыка к пьесам "Суд царя Соломона" (1803), "Наталья, боярская дочь" (1805) и др.

Сергей Николаевич Т. (1770 24 III (5 V) 1825) композитор и виолончелист. Генерал-лейтенант. С 1811 на гражданской службе. Как талантливый виолончелист был постоянным участником муз. собраний в доме брата. Автор ряда муз.-сценич. произв., среди к-рых выделяются балет "Новый Вертер" (1799, Каменный т-р, Петербург) и опера-водевиль "Крестьяне, или Встреча незваных" (по пьесе А. А. Шаховского, 1813, пост. 1814, Петербург). Новшествами для балетного спектакля того времени явились сюжет, заимствованный из жизни, и появление на сцене действующих лиц в современных для той эпохи костюмах. В музыке балета сентиментальная патетика и чувствит. интонации сочетаются с классицистской строгостью пропорций. В опере-водевиле "Крестьяне, или Встреча незваных" нашли отражение события Отечеств. войны 1812; музыка представляет собой пастиччо из популярных в то время нар. песен и романсов: "Ивушка, ивушка", "Как пошла наша Параша", "Скучно, матушка", "Чем тебя я огорчила", "Говорил-то мне сердешный друг" и др. Сценич. произв. Т. оказали плодотворное влияние на развитие рус. нац. муз. т-ра нач. 19 в.

Композиторами были сыновья Алексея Николаевича Т. Николай и Михаил.

Николай Алексеевич Т. (28 IV (10 V) 1800, Петербург 10 (22) XII 1875, там же) композитор. Получил военное образование. Генерал-майор. В 1867 вышел в отставку. Талантливый музыкант-самоучка, он был одним из популярных композиторов пушкинской эпохи. В юношеские годы сочинил ряд романсов (в основном на франц. тексты). Образцами для него служили произв. А. Буальдьё, Ш. Лафона и др. Уже первый изданный его романс "Уединённая сосна" на сл. М. А. Офросимова (1820) стал широко известен. Любимы были также его романсы "Коварный друг", "Лампада", "Шарф голубой", "Ветка", "Птичка", "К Морфею" (последние два на тексты А. С. Пушкина), отличающиеся мелодичностью. Одно из достоинств романсов Т. тонкое ощущение поэтич. речи. Широкая распевность таких романсов, как "Не дивитеся, друзья", "Ах, поведайте, люди добрые", "Ах, когда б я прежде знала", близка нар. песне. Современники называли Т. "дедушкой русского романса", рассматривая его как родоначальника жанра, что, однако, неправомерно (рус. романс появился раньше). Т. принадлежат также фп. пьесы, в т. ч. известная в своё время кадриль "Грехи молодости" (также под назв. "Старые грехи"). Написал "Воспоминания" (опубл. в журн. "Русская старина", 1870, т. 1).

Михаил Алексеевич T. (5 (17) IX 1804, Петербург 3 (15) XII 1853, Павловск) композитор. Офицер Преображенского полка, в 1830 вышел в отставку и поселился в Павловске. Автор романсов на рус. и франц. тексты, в т. ч. "Скажи, зачем узрел тебя", "Зачем исчез прелестный сон?", "Ах, в мире душой я один", "Ожидание", "Несчастный" и др., а также салонных фп. пьес "Воспоминание", "Софья-вальс" и др.

Николай Сергеевич Т. (1798-1843, Москва) композитор. Сын Сергея Николаевича Т. Офицер Семёновского полка. Автор многочисл. романсов, в т. ч. на сл. А. С. Пушкина "Талисман", "Не пой, красавица, при мне", "Под вечер осенью ненастной".

Литература: Словарь русских светских писателей, т. 2, М., 1845, с. 209; Булич С., "Дедушка русского романса" Н. А. Титов, "РМГ", 1900, No 17-18, 19-20, 21-22, 50; Семья Титовых, в сб.: Музыкальная старина, вып. 2, СПБ, 1903; Русский биографический словарь, (т. 20), СПБ, 1912; Прокофьев Вс., Из истории русского просвещенного музыкального дилетантизма. Алексей Николаевич Титов (1769-1827), в сб.: De musica, вып. 3, Л., 1927; Асафьев Б. В., Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930, под назв.: Русская музыка. XIX и начало XX века, Л., 1968, 1979; Rабинович А. С., Русская опера до Глинки, М., 1948, с. 132-33; Слонимский Ю., Балет "Новый Вертер" С. Титова, в сб.: Учёные записки Государственного научноисследовательского института театра, музыки и кинематографии, т. 2, Л., 1958; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 379-80; Берков П. Н., История русской комедии XVIII в., Л., 1977, с. 92, 291; История русского драматического театра, т. 1, М., 1977, с. 456, 471; Вольпер Н., Музыка А. Н. Титова для драматического театра, в сб.: Проблемы истории русской и советской музыки, вып. 34, М., 1977 (Труды Гос. муз.-пед. института им. Гнесиных).

И. М. Ветлицына.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое титовы
Значение слова титовы
Что означает титовы
Толкование слова титовы
Определение термина титовы
titovy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины