Музыкальная энциклопедия - титта руффо
Связанные словари
Титта руффо
Один из выдающихся баритонов мира, Т. Р. обладал феноменальными вок. данными мощным голосом огромного диапазона и неповторимого по красоте тембра, поразительным по длительности звука дыханием. Его исполнение отличали глубокие, насыщенные и в то же время мягкие, бархатные низкие ноты, полнозвучный средний регистр и прозрачные, легко и свободно льющиеся, по-теноровому звонкие верхние ноты. Одарённый редким драм. талантом и бурным темпераментом, Т. Р. в исполнении выходил за рамки классич. школы бельканто. Певец находил необычайно впечатляющие тембровые краски для разнохарактерных оперных партий (от трагич. и драм. до острохарактерных, гротескно-сатирич. и ярко комедийных). Любимым героем Т. Р. был Гамлет ("Гамлет" Тома; впервые он исполнил эту партию в 1906, в последний раз в 1931, прощаясь с оперной сценой). Созданию образа Гамлета предшествовало глубокое изучение певцом шекспировской трагедии. В своём стремлении к реалистич. правде переживаний Т. Р. следовал за великими трагиками итал. драм. сцены Т. Сальвини и Э. Цаккони. Артист подлинно реалистич. склада, Т. Р. вместе с Э. Карузо и Ф. И. Шаляпиным составил триаду самых выдающихся мастеров оперной сцены 1-й трети 20 в. Обширным и разнообразным был репертуар певца. Р. Леонкавалло написал специально для него заглавную партию в опере "Царь Эдип" (1-е исп. 1920, Чикаго). Среди партий: Фигаро, Риголетто, Жермон, Яго, Амонасро, Фальстаф; граф ди Луна, Ренато, король Карлос, маркиз ди Поза ("Трубадур", "Бал-маскарад", "Эрнани", "Дон Карлос"), Антонио, Малатеста ("Линда ди Шамуни", "Дон Паскуале" Доницетти), Баркаба ("Джоконда" Понкьелли), Скарпиа; Марсель ("Богема"), Тонио; Жерар ("Андре Шенье" Джордано), Нелюско ("Африканка"), Валентин, Мефистофель ("Фауст"), Эскамильо; Тельрамунд, Курвенал ("Лоэнгрин", "Тристан и Изольда"), Дон Жуан, Демон, Борис Годунов. Мн. арии и сцены из опер в исполнении Т. Р. записаны на пластинки.
Сочинения: La mia parabola, Mil., 1937 (рус. пер. Парабола моей жизни, М.-Л., 1966, Л., 1974).Литература: Barrenchea M. A., Titta Ruffo, notas de psicologia artistica, Buenos Aires, 1911; Monaldi G., Cantanti celebri..., Roma (1929); Gaisberg F. M., The music goes round, N. Y., 1943; Lauri-Volpi G., A viso aperto, Mil., 1953; его же, Voci parallele, Mil., 1955 (рус. пер. Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, Л., 1972, с. 213-17); Gаrа Е., Titta Ruffo, fratello d'Amleto, "Corriere della sera", 1955, 3 luglio; Celletti R., Le grandi voci, Roma, 1964 (с дискографией). С. М. Грищенко.