Музыкальная энциклопедия - торелли д.
Связанные словари
Торелли д.
Т. внес существ. вклад в развитие осн. жанров совр. ему итал. музыки трио-сонаты и сольного скр концерта. Наряду с А. Страделлой Т. одним из первых обратился к жанру concerto grosso (его concerti grossi выявляют концертирующие возможности двух скрипок, составляющих группу concertino). Созданные им concerti grossi с участием одного или двух духовых инструментов в известной мере послужили прообразом ранней симфонии. Т. способствовал также зарождению жанра квартета, введя альт (владел этим инструментом так же свободно, как и скрипкой) в партитуру концертов ор. 5 и 6. Значительно расширил возможности сольного использования скрипки (напр., в 12 трехчастных концертах ор. 6). Его сольные концерты ор. 8 (1709; ор. 8 помимо 6 сольных концертов включает 6 concerti grossi) это в основном 3-частные композиции, средняя медленная часть к-рых образует яркий контраст с двумя быстрыми крайними частями. Смелая для своего времени трактовка скрипки и как кантабильного (он часто поручает ей выразит. певучие темы и развернутые лирич. эпизоды), и как виртуозного (высокий, доходящий до 7-й позиции регистр, двойные ноты, 4-гол. арпеджио, блестящие фигурации, pizzicato, игра на грифе и т. д.) инструмента позволяет считать Т. одним из создателей жанра итал. скр. концерта, окончательно сложившегося в творчестве А. Вивальди. При жизни Т. в Болонье изданы многие его произв. В рукописи остались 30 "симфоний" для духовых и смычковых инструментов, 3 concerti grossi, "симфония" для скрипки и виолончели, соната для скрипки с basso contmuo, соната для виолончели с basso continuo.
Сочинения: (издания) Sonate (10) a tre stromenti con il basso continuo, op. 1, Bologna, 1686; Concerto da camera (12 сюит) a due violini e basso, op. 2, Bologna, 1686; Sinfonie (12) a 2, 3, e 4 stromenti, op. 3, Bologna, 1687; Concertino per camera (12 сюит) a violino e violoncello, op. 4, Bologna, (s. a.); Sinfonie (6) a tre e concerti (6) a quattro, op. 5, Bologna, 1692; Concerti musicali a quattro, op. 6, Augusta, 1698; Capricci musicali a violino e viola overo arciliuta, op. 7, (s. 1. es. a.); Concerti grossi (12) con una pastorale per il santissimo Natale, op. 8, Bologna, 1709; переиздания Konzert fьr Streichorchester, op. 6, No 1, hrsg. W. Kolneder, Mainz, (s. a.); Konzert fьr Streichorchester und Basso continuo, op. 6, No 10, hrsg. H Engel, Kassel, 1963; Concerti a due violini, orchestra d'archi e cembalo, op. 8, No 1, 3, a cura di R. Santi, Mil., (s. a.), Konzert fьr 2 Violinen, Streichorchester und Cembalo, op. 8, No 2, bearbeitet von В. Paumgartner, Mainz, (s. a.); Concerti a violino, orchestra d'archi e cembalo, op. 8, No 7, 9, a cura di R. Santi, Mil., (s. a.), также No 9, bearbeitet von В. Paumgartner, Z., 1950, то же, a cura di M. Abbado, Mil., 1968; Sonata fьr Violoncello und Basso continuo, hrsg. F. Giegling, Kassel, 1958, 1968; Trompetй-concerto, 2 Sonaten for Trompete, string orchestra and Basso continuo, ed E. H. Tarr, pt. 1-3, L., 1968-73, и др.Литература: Moser А., Geschichte des Violinspiels, B., 1923, Bd 1 Das Violinspiel bis 1800 (Italien), Tutzing, 1966; Vatie11i F., La genesi del concerto strumentale e Giuseppe Torelli, в кн.: Arte e vita musicale a Bologna, v. 1, Bologna, 1927; Giegling F., G. Torelli. Ein Beitrag zur Entwicklungsgeschichte des italienischen Konzerts, Kassel, 1949 (Diss.); Norton R. E., The chamber music of G. Torelli, (Ann Arbor), 1967 (Diss).Л. С. Гинзбург.