Музыкальная энциклопедия - тритон
Связанные словари
Тритон
Теоретически возможное продолжение квинтовой цепи до бесконечности в темперированном строе практически не осуществляется благодаря энгармоническому равенству звуков (см. Квинтовый круг); квинтовая цепь замыкается на шестом звене: в восходящем направлении вершина 6-й чистой квинты (fis) образует ув. 4 по отношению к исходному звуку (С); в нисходящем направлении основание 6-й квинты (ges) также образует по отношению к исходному звуку ув. 4, к-рая при энгармонич. замене становится ум. 5. Это указывает на наличие в квинтовом круге тональностей тритона, образующегося между исходным звуком и ступенью, далеко от него отстоящей. В др.-греч. ладах, как основных, так и побочных (гиполадах), при нисходящем мелодич. движении допускалось образование Т. Напр., в установившейся к 5 в. до н. э. системе, включавшей в себя весь диапазон употреблявшихся к тому времени в музыке Др. Греции звуков (от а1 до А), граничащий звук третьего тетрахорда (paramese (h)) мог быть соединён в рамках Т. со звуком parhjpate (f) третьего тетрахорда (см. схему в ст. Древнегреческие лады, колонка 306). В период раннего средневековья Т. считали неприемлемым интервалом, к-рый долгое время был запрещён в мелодич. и гармонич. виде (напр., в учении о сольмизации Гвидо д'Ареццо) как "diabolus in musica" ("дьявол в музыке"). В строгом стиле ход голоса на этот интервал не допускался; теоретически запрещалось даже мелодич. последование 2 больших терций, т. к. верхний звук 2-й терции образует Т. по отношению к нижнему звуку 1-й терции (напр., в последовании терций f а и g h). В более поздних муз.-теоретич. трудах Т. стали относить к диатонич. интервалам discordantiae perfectae (лат.совершенно несогласные), применение к-рых запрещалось в мелодии песнопений, выдержанных в церковных ладах. С 16 в. запрет на использование Т. постепенно терял силу; в новом, контрапунктич. стиле, особенно в музыке драм. характера, допускалось применение Т. без разрешения его в тонику. См. Интервал, Диссонанс, Пифагоров строй.
Литература: Riemann H., Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898, B., (1920); Reese G., Music in the middle ages, N. Y., 1940, L., 1941; его же, Music in the Renaissance, N. Y., 1954, 1959; Moser H. J., Diabolus in Musica, в его кн.: Musik in Zeit und Raum, В., (1960).В. А. Вахромеев.