Музыкальная энциклопедия - тропы
Связанные словари
Тропы
1) в др.-греч. муз. теории обозначение "транспозиционной гаммы" ("тона").
2) В зап.-европ. ср.-век. системе ладов одно из наименований "церк. лада"; то же, что modus, tonus.
3) Старинное название псалмовой дифференции (одной из мелодич. формул тона). См. Средневековые лады.
4) В церк. песнопениях вставки в канонизированный текст и напев псалмов или хоралов. В раннехристианской гимнографии (с 5 в.) Т. краткая фраза из псалма, к-рой певец предварял пение всего псалма; народ повторял её после каждого стиха. На первых порах Т. имел также значение гласовой формулы. В католической церкви Т. известны с 9 в.
С 12 в. допускалось введение в литургич. текст новых отрывков, составленных на основе библейских текстов. В это время Т. стали протяжёнными мелодич. построениями, часто в диалогич. форме, включающими интонации нар. музыки. Эволюция Т. привела к образованию литургической драмы. В сер. 16 в. Тридентский собор запретил применение Т. в связи с тем, что их пение ограничивало участие народа в богослужении. Т. были заменены антифонным пением. См. Церковная музыка.
5) В теории 12-тоновой музыки Й. М. Хауэра наименование 12-звуковых рядов, разделённых на две равные части по 6 звуков ("шестёрки"). Всего, по Хауэру, 44 Т., отличающихся друг от друга интервальной структурой (подобно различным по интервалике аккордам или ладовым звукорядам).
Техника Т. один из методов 12-тоновой муз. композиции 20 в. См. Додекафония, Серия.
Литература: (1-4). Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941; Handschin J., Trope, sequence and conductus, в кн.: Early medieval music up to 1300, L., 1954 (New Oxford history of music, v. 2); Strunk O., Tropus and troparion, в кн.: Essays on music in the Byzantine world, N. Y., 1977, p. 268-76; (5). Hauer J. M., Die Tropen, "Musikblдtter des Anbruch", 1924, Jahrg. 6, H. 1; eго же, Vom Melos zur Pauke..., W.-N. Y., (1925); его же, Die Tropen und ihre Spannungen zum Dreiklang, "Die Musik", 1924/25, Jahrg. 17, H. 4; eго же, Zwцlftontechnik. Die Lehre von den Tropen, W., 1926; Lichtenfeld M., Untersuchungen zur Theorie der Zwцlftontechnik bei Josef Matthias Hauer, Regensburg, 1964; Kohoutek C., Novodobй skladebnй smлry v hudbe, Praha, 1965 (рус. пер. Кoгоутек Ц., Техника композиции в музыке XX века, М., 1976).Н. Д. Успенский, Ю. Н. Холопов.