Музыкальная энциклопедия - тромбон
Связанные словари
Тромбон
Т. появился в результате длительной эволюции конструкции басовой трубы (её длина достигала 3 м), к-рая сформировалась к 15 в. (к этому времени относятся первые изображения Т. и упоминания о нём в лит-ре). Т. участвовал в ансамблях т. н. башенной музыки. В 17 в. были известны 6 разновидностей Т. от дисканта до контрабаса. Они описаны в труде М. Преториуса "Syntagma musicum" (Bd 2, 1618), содержащем классификацию и характеристики инструментов нач. 17 в. (др. источники того времени также подтверждают наличие неск. разновидностей Т.). Во 2-й пол. 18 нач. 19 вв. использовались только Т.-альт, -тенор и -бас соответственно в строях Es (высоком), В и F (низком).
В 18 в. Т. применялся в церк. музыке (в соч. И. С. Баха, В. А. Моцарта); партии дублировали соответствующие голоса хора. С 19 в. композиторы включают Т. в симф. оркестр (впервые в финале 5-й симфонии Л. Бетховена) в качестве инструмента мощного звучания, соответственно используя его сильный звук мужественного и несколько сурового характера (иногда применяется для исполнения лирич. мелодий). В 1839 К. Затлер из Лейпцига сконструировал комбинированный Т. с кварт-вентилем (дополнит. кроной), позволяющим понижать строй на кварту. В 1-й пол. 19 в. в Австрии, затем в Италии и Франции изобретён Т. с вентилями. В 1867 чеш. мастер В. Ф. Червени создал вентильный Т. в форме трубы, применяемый в кавалерийских и др. армейских оркестрах. Вентильные Т. включены в поздние партитуры Дж. Верди (об этом свидетельствует использование исполнит. приёмов, не характерных для кулисных Т., трелей в низком регистре, быстрых тират, длинных хроматич. пассажей, напр. в опере "Отелло", Реквиеме и др.). Чаще других применяется цугтромбон раздвижной Т. с кулисой (или цугой; отсюда назв.). Наиболее распространён теноровый цугтромбон, а также Т.-тенор-бас; встречаются и др. разновидности цугтромбона. В совр. симф. оркестре обычно три Т.; их партии йотируются в теноровом и басовом ключах по действит. звучанию. Т. используется также в совр. духовом, эстрадном, джазовом оркестрах, в камерных ансамблях и в качестве сольного инструмента. Среди солистов-виртуозов 19-20 вв. К. X. Мейер, К. Т. Квейссер, Ф. А. Бельке в Германии, А. Г. Дьеппо (также первый профессор по классу Т. в Парижской консерватории) во Франции, Дж. Стамп и А. Фолкнер в Англии, З. Пулец в ЧССР, К. Бакарджиев в НРБ. В числе джазовых тромбонистов (20 в.) Т. Дорси, Дж. Дж. Джонсон, К. Уиндинг, Б. Харрис в США. Среди сов. тромбонистов В. Баташев, А. А. Козлов, Н. С. Коршунов, Е. А. Рейхе, В. А. Щербинин.
Литература: Шафгайтель Э. В. Ф. Червеный в г. Градец-Кралове, в Чехии, и его область медных духовых музыкальных инструментов, К., 1906, с. 32-34; Нюрнберг М., Симфонический оркестр и его инструменты, Л.-М., 1950; Рогаль-Левицкий Д. Р., Современный оркестр, т. 2, М., 1953, с. 184-248; Чудаки М., Инструменты симфонического оркестра, М., 1956, 1962; Левин С., Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973; Сумеркин В., Тромбон, М., 1975; Berlioz H., Grand traitй de l'instrumentation et orchestration modernes, P., 1856 (нем. пер. Lpz., 1905); Jahn F., Die Nьrnberger Trompetenund Posaunenmacher im 16. Jahrhundert, "AfMw", 1925, Bd 7, H. 1; Modr A., Hudebnнi nбstroje, Praha, 1938, 1954 (рус. пер. Модр A., Музыкальные инструменты, M., 1959); Вlandlord W. F. H., Handel's horn and trombone parts, "MT", 1939, v. 80, No 1160; Elsenaar E., De trombone, Hilversum, 1947; Piston W., Orchestration, N. Y., 1955, p. 267-81; Kunitz H., Die Instrumentation, Tl 8, Lpz., 1959; Gray R. E., The treatment of the trombone..., Rochester (N. Y.), 1962; Pawlowski J., Podstawy instrumentacji, cz. 2, Kr., 1970; Gregory R., The trombone. The instrument and its music, L., (1973).Ю. А. Фортунатов.