Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - василенко с. н.

Василенко с. н.

Сергей Никифорович (18(30) III 1872, Москва 11 III 1956, там же) сов. композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. РСФСР (1940) и Узб. ССР (1939). Доктор искусствоведения (1943). Занимался теорией музыки у А. Т. Гречанинова. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1895), в 1901 Моск. консерваторию, где учился у С. И. Танеева, M. M. Ипполитова-Иванова и В. И. Сафонова. В это время В. был уже автором мн. сочинений, в т.ч. симф. поэмы, струн. квартета, фп. пьес и романсов, оперы-кантаты "Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре" (1901). В годы учения дирижировал студенч. оркестром, работал в консерватории помощником В. И. Сафонова в оперном и хоровом классах. С 1906 преподаватель, с 1907 профессор Моск. консерватории по классам инструментовки (в 1932-41 и 1943-56 зав. кафедрой) и композиции. Среди учеников В.: А. В. Александров, A. Н. Александров, Н. С. Голованов, В. В. Нечаев, Л. А. Половинкин, Д. Р. Рогаль-Левицкий и др. В 1907-17 B. проводил в Москве общедоступные исторические концерты, в к-рых выступал как дирижёр, обрабатывал для них произв. старинной музыки. К участию в этих концертах В. привлёк выдающиеся артистические силы. Муз.-просветительная деятельность В. приобрела особенно широкие масштабы после Великой Oкт. социалистической революции. В 1918 он дирижировал симфоническими концертами в различных районах Москвы, в 1919 провёл цикл лекций-концертов в Московском университете. Был одним из организаторов муз. радиовещания (1925). С 1938 работал в Ташкенте, способствуя развитию проф. узбекской муз. культуры.

В своём творчестве В. опирался на традиции рус. классич. музыки 19 в. и колористические завоевания импрессионизма. Красочность и мастерство оркестровой звукозаписи были наиболее сильными сторонами его произв. Для В. характерен глубокий интерес к рус. нар. песне, он увлекался поэзией Древней Руси, старинным эпосом. Под рук. С. В. Смоленского изучал древнерус. крюковое пение, образцы к-рого использовал в некоторых сочинениях (1-я симфония, 1906). В творчестве предреволюционных лет В. отдал дань эстетско-символистским тенденциям (симф. поэма "Сад смерти" по О. Уайльду и др.). Особое место в творчестве В. занимали образы Востока. Если в ранних произв. композитора они носили иногда условно-экзотический эстетизированный характер ("Экзотическая сюита" для голоса и инстр. ансамбля, 1916, и др.), то непосредственное знакомство с музыкой народов СССР позволило композитору верно и правдиво воспроизвести особенности разных нац. культур. В. принадлежат симф., камерные, хоровые и др. произв., в к-рых он разрабатывал фольклор народов советского и зарубежного Востока. Также автор обработок рус. нар. песен. Внёс значит. вклад в музыку для духовых и нар. инструментов.

Сочинения: оперы опера-кантата Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре (1903, Моск. частная рус. опера), Сын солнца (1929, Большой т-р), Христофор Колумб (1933), Буран (совм. с М. Ашрафи, 1939, Ташкент), Великий канал (совм. с М. Ашрафи, 1941, там же), Суворов (1942, Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко); балеты Нойя (1923), Иосиф Прекрасный (1925, Большой т-р), В солнечных лучах (1926, Одесса), Лола (1943, Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), Карусель (1933, Москва), Цыганы (по А. С. Пушкину, 1937, Нар. дом, Ленинград), Акбиляк (1943, Ташкент), Мирандолина (1949, Большой т-р); оперетта Девушка из кофейни (1938, Свердловск); для солистов, хора и орк.кантата к 20-летию Октября (1937); для орк. 5 симфоний (в т.ч. 4-я Арктическая, 1934), поэма Сад смерти (1908, по О. Уайльду), симф. сюиты На тему лютневой музыки 16-17 вв. (1914), Зодиак (на темы франц. композиторов 18 в. (1914), 2 Китайские (1928, 1931), Туркменские картины (1931), Советский Восток (1932), Узбекская (1943), Украина (1945), Балетная (Мирандолина, 1946; Гос. пр. СССР, 1947); рапсодии Красноармейская (1932) и Славянская (1945); концерты с орк. для фп. (1949), для скрипки (1913, 1952), для влч. (1944), для арфы (1949), концерт-поэма для трубы (1945), для кларнета (1953), для валторны (1953), для балалайки (1931); для орк. нар. инструментов сюита В деревне (1943), Колхозная сюита (1953); для домрово-балалаечного орк. с духовыми инструментами 3-я симфония (Итальянская, 1934); для голоса и инстр. Ансамбля Экзотическая сюита (1916); камерно-инстр. произв.; свыше 200 романсов (в т.ч. циклы Заклинания, 1909; Марийские песни, сл. К. Д. Бальмонта, 1913; 6 индусских мелодий, сл. Р. Тагора и С. Н. Василенко); обр. нар. песен, в т.ч. 10 рус. нар. песен (1929); 8 негр. и инд. мелодий (1934), и др.; музыка к драм, спектаклям и фильмам.

Литературные сочинения: Страницы воспоминаний. М.-Л., 1948; Инструментовка для симфонического оркестра, т. 1-2, М., 1952-59.

Литература: Беляев В., С. Н.Василенко, М., 1927; Сергей Василенко XXV лет муз. деятельности. Юбилейный сборник статей под ред. В. Яковлева, М., 1927; Pоляновский Г., С. Н. Василенко, М.-Л., 1947; его же, С. Н. Василенко, М., 1964; Фортунатов Ю. A., С. Н. Василенко, в кн.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1986.

Г. А. Поляновский.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое василенко с. н.
Значение слова василенко с. н.
Что означает василенко с. н.
Толкование слова василенко с. н.
Определение термина василенко с. н.
vasilenko s. n. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины