Музыкальная энциклопедия - звуковая система
Связанные словари
Звуковая система
1) звуковой состав, т.е. совокупность используемых звуков в пределах определённого интервала (часто в пределах октавы, например пятизвуковая, двенадцатизвуковая системы);
2) определённое расположение элементов системы (З. с. как звукоряд; З. с. как комплекс звуковых групп, напр. аккордов в тональной системе мажора и минора);
3) система качественных, смысловых отношений, функций звуков, складывающаяся на основе определённого принципа связи между ними (напр., значения тонов в мелодических ладах, гармонической тональности);
4) строй, математич. выражение отношений между звуками (пифагорейская система, равномернотемперированная система).
Осн. значение понятия З. с. связано со звуковым составом и его структурой. З. с. отражает степень развития, логич. связность и упорядоченность муз. мышления и исторически эволюционирует вместе с ним. Эволюция З. с., в реальном историч. процессе осуществляемая сложным путём и изобилующая внутренними противоречиями, в целом определённо ведёт к утончению звуковой дифференциации, увеличению количества входящих в систему тонов, укреплению и упрощению связей между ними, созданию сложной разветвлённой иерархии связей на основе звукового родства.
Логич. схема развития З. с. лишь приблизительно соответствует конкретно-историч. процессу её становления. З. с. в собств. смысле генетически предшествует первобытное глиссандирование, лишённое дифференцированных тонов, из к-рого только начинают выделяться опорные звуки.
Напев племени кубу (Суматра) любовная песня юноши. По Э. Хорнбостелю.
Сменяющая её низшая форма З. с. представляет собой опевание одного опорного тона, устоя (), прилегающими () сверху или снизу.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПРИБАУТКАКОЛЯДНАЯ
Прилегающий тон может не закрепляться стабильно на определённой высоте или быть приблизительным по высотному положению.
Дальнейший рост системы обусловливает возможность поступенного, кантиленного движения мелодии (в условиях пяти-, семиступенности системы или к.-л. иной структуры гаммы) и обеспечивает связность целого благодаря опоре на звуки, находящиеся в отношениях наивысшего родства друг с другом. Поэтому следующий важнейший этап развития З. с. "эпоха кварты", заполнение промежутка между звуками "первого консонанса" (кварта оказывается наименее удалённым от исходного опорного тона звуком, находящимся с ним в отношениях совершенного консонанса; вследствие этого она получает преимущество перед другими, ещё более совершенными консонансами октавой, квинтой). Заполнение кварты образует ряд звуковой системы бесполутонные трихорды и несколько тетрахордов различной структуры:
ТРИХОРДЫТЕТРАХОРДЫКОЛЫБЕЛЬНАЯБЫЛИННЫЙ НАПЕВ
При этом прилегающие и проходящие тоны стабилизируются и становятся опорами для новых прилегающих. На основе тетрахорда возникают пентахорды, гексахорды:
МАСЛЕНИЧНАЯХОРОВОДНАЯ
Из сцепления трихордов и тетрахордов, а также пентахордов (слитным или раздельным способом) складываются составные системы, различные по количеству звуков, гексахорды, гептахорды, октахорды, к-рые в свою очередь объединяются в ещё более сложные, многосоставные З. с. октавные и неоктавные:
ПЕНТАТОНИКАУКРАИНСКАЯ ВЕСНЯНКАПЛЯСОВАЯПОГЛАСИЦА ЗНАМЕННОГО РАСПЕВАРУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯНА РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ, ЗНАМЕННОГО РАСПЕВАСИСТЕМА ГЕКСАХОРДОВ
Теоретич. обобщение практики вводнотоновости в европ. музыке позднего средневековья и Возрождения ("musica ficta"), когда целотоновые заключения и целотоновые последования всё более систематично заменялись полутоновыми (напр., вместо
c-d
e-d
ход
cis-d
e-d),
выразилось в виде хроматико-энгармонич. семнадцатиступенного звукоряда (у Просдочимо де Бельдемандиса, кон. 14 нач. 15 вв.):
Развитие многоголосия и становление консонирующего трезвучия в качестве главного элемента З. с. привели к её полной внутренней реорганизации группировке всех тонов системы вокруг этого опорного созвучия, выступающего как в функции центр, тонич. трезвучия (тоники), так и в виде его мультипликаций на всех остальных ступенях диатонич. гаммы:
Роль конструктивного фактора З. с. постепенно переходит от ладомелодич. моделей к аккордово-гармоническим; в соответствии с этим З. с. начинает излагаться не в виде звукоряда ("лестницы звуков" scala, Tonleiter), а в виде функционально связанных звуковых групп. Как и на других этапах развития З. с., все важнейшие черты более ранних форм З. с. присутствуют и в более высокоразвитой З. с. энергия мелодич. линеарности, микросистемы из опорного тона (устоя) и прилегающих, заполнение кварты (и квинты), мультипликация тетрахордов и т.д. Комплексы принадлежащих единому централизов. целому звуковых групп аккордов на всех ступенях вместе с определёнными звукорядами становятся новым типом З. с гармонич. тональностью (см. прим. выше), а упорядоченная их совокупность составляет "систему систем" из мажорных и минорных тональностей на каждой из ступеней хроматич. звукоряда. Общий звуковой объём системы теоретически простирается в бесконечность, но ограничивается возможностями восприятия высоты тона и представляет собой хроматически заполненный диапазон в пределах примерно от А2 до с5. Становление мажоро-минорной тональной системы в 16 в. потребовало замены пифагорейского строя по чистым квинтам (напр., f с g d а е h) квинтово-терцовым (т.н. чистый, или натуральный, строй Фольяни Царлино), использующим два строит. интервала квинту 2:3 и большую терцию 4:5 (напр., F а С е G h D; большие буквы указывают на примы и квинты трезвучий, малые на терции, по М. Гауптману). Развитие тональной системы (в особенности практика использования разл. тональностей) вызвало необходимость в равномерно-темперированном строе.
Соприкосновение элементов разл. тональностей приводит к установлению связей между ними, к их сближению и далее слиянию. Вместе со встречным процессом роста внутритональной хроматики (альтерации) слияние разнотональных элементов ведёт к тому, что в пределах одной тональности оказываются принципиально возможными любой интервал, любой аккорд и любой звукоряд от каждой ступени. Этот процесс подготовил новую реорганизацию структуры З. с. в творчестве ряда композиторов 20 в.: все ступени хроматич. звукоряда у них эмансипируются, система превращается в 12-ступенную, где каждый интервал понимается непосредственно (а не на основе квинтовых или квинтово-терцовых отношений); и исходной структурной единицей З. с. становится полутон (или большая септима) как производное квинты и большой терции. Это даёт возможность построения симметричных (напр., терцохроматических) ладов и систем, возникновения тональной двенадцатиступенности, т.н. "свободной атональности" (см. Атональная музыка), серийной организации (в частности додекафонии) и т.д.
Внеевропейские З. с. (напр., стран Азии, Африки) иногда образуют разновидности, далеко отстоящие от европейских. Так, более или менее обычная диатоника индийской музыки украшена интонац. оттенками, теоретически объясняемыми как результат деления октавы на 22 части (система шрути, трактуемая также как совокупность всех возможных высот).
В яванской музыке 5и 7-ступенное "равномерное" деление октавы (слендро и пелог) не совпадают ни с обычной ангемитонной пентатоникой, ни с квинтовой или квинтово-терцовой диатоникой.
Литература: Серов A. H., Русская народная песня как предмет науки (3 статьи), "Музыкальный сезон", 1869-70, No 18, 1870-71, No 6 и 13, переизд. в его кн.: Избранные статьи, т. 1, M.-Л., 1950; Сокальский П. P., Русская народная музыка?, Хар., 1888, Петр В. И., О составах, строях и ладах в древнегреческой музыке, К., 1901 Яворский Б., Строение музыкальной речи, т. 1-3, М., 1908, Tюлин Ю. H., Учение о гармонии, Л., 1937, М, 1966; Кузнецов К. А., Арабская музыка, в сб.: Очерки по истории и теории музыки, т. 2, Л., 1940; Оголевец А. С., Введение в современное музыкальное мышление, M.-Л., 1946; Музыкальная акустика. Общ. Ред. H. А. Гарбузова, М, 1954; Джами А., Трактат о музыке. Ред. и комментарии В. M. Беляева, Таш., 1960; Переверзев Н. К., Проблемы музыкального интонирования, М., 1966; Мещанинов П., Эволюция звуковысотной ткани (структурно-акустическое обоснование...), М., 1970 (рукопись); Котляревский I., Дiатоника i хроматика як категорiп музичного мисления, Kипв, 1971; Fortlage К., Das musikalische System der Griechen in seiner Urgestalt, Lpz., 1847, Riemann H., Katechismus der Musikgeschichte, Tl 1, Lpz., 1888, рус. пер. Катехизис истории музыки, ч. 1, М., 1896), его же, Das chromatische Tonsystem, в его кн.: Prдludien und Studien, Bd I, Lpz., 1895, Emmanuel M., Histoire de la langue musicale, v. I-II, R., 1911; Haba A., Harmonische Grundlagen des Vierteltonsystems, Prag, 1922; Еllis A. J., Ьber die Tonleitern verschiedener Vцlker, в кн.: Abhandlungen zur vergleichender Musikwissenschaft Munch., 1922; Stumpf C., Tonsystem und Musik der Siamesen там же, Abraham O., Hornbostel E. M., Tonsystem und Musik der Japaner, там же Hornbostel E. M., Ьber die Musik der Kubu, там же его же, Musikalische Tonsysteme, в кн.: Handbuch der Physik hrsg. von H. Geiger und К. Scheel, Bd VIII. Akustik, B., 1927; Farmer H. G., A history of Arabian music to the XIII century, L., 1929; Hornbostel E. M., Lachmann R., Das indische Tonsystem bei Bharata und sein Ursprung "Zeitschrift fьr vergleichende Musikwissenschaft", Jahrg. 1, No 4, 1933; Gombosi O. J., Tonarten und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939; Strunk О., The tonal system of Byzantine music, "MQ", v. XXVIII, 1942, No 2 Danckert W., Der Ursprung der halbtonlosen Pentatomk, в кн.: Fes schritt Z. Kodбly, Bdpst, 1943; Szabolcsi B., Five-tone scales and civilisation, "Acta musicologica", XV, 1943, p. 24-34; Handschin J., Der Toncharakter, Z., 1948; Kunst J., Music in Java, v. 1-2, The Hague, 1949; Hood M., The nuclear theme as a determinant of Patet in Javanese music, Groningen (Djakarta), 1954; Schneider M., Die Entstehung der Tonsysteme, в кн.: Kongress-Bericht Hamburg. 1956, Kassel-Basel, 1957; Wiora W., Alter als Pentatomk, в кн.: Studia memoriae Belae Bartуk Sacra, Bdpst, 1957, p. 185-208, Вardоs L., Natьrliche Tonsysteme, там же, p. 209-48, Avasi B., Tonsysteme aus Intervall-Permutationen, там же, p. 249-300, Smits van Waesberghe J., Antike und Mittelalter in unserem Tonsystem, "Musica", Jahrg. XII, 1958, H. 11, Sachs С., Vergleichende Musikwissenschaft. Musik der Fremdkulturen, Hdlb., 1959; Spiess L. B., The Diatonic "Chromaticism" of the Enchiriadis treatises, "Journal of the American Musicological Society", v. XII, 1959, No 1, Husmann H., Grundlagen der antiken und orientalischen Musikkultur, B., 1961; Vogel М., Die Entstehung der Kirchentonarten, в кн.: Kongress-Bericht Kassel 1962, (Kassel, 1962), его же, An den Grenzen des Tonsystems, "Musica", Jahrg. XVII, 1963; H. 4, Кrаеhenbuehl D., Schmidt Chr., On the development of musical system, "Journal of Music Theory", v. VI, 1962 No 1, Apfel Е., Spatmittelalterliche Klangstruktur und Dur-Moll-Tonalitat, "Die Musikforschung", Jahrg. XVI, 1963, H. 2 Dahlhaus K., Untersuchungen ьber die Entstehung der harmonischen Tonalltдt, Kassel (u. a. ), 1968; Manik L., Das arabische Tonsystem im Mittelalter, Leiden, 1969.Ю. H. Холопов.