Краткие содержания произведений - а. с. пушкин - борис годунов
А. с. пушкин - борис годунов
прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий: «Народ ещё повоет да поплачет,/Борис ещёпоморщится немного, […] И наконец по милости своей/Принять венец смиренносогласится…», иначе «понапрасну Лилася кровь царевича-младенца», в смерти которогоШуйский напрямую обвиняет Бориса.События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ,
«что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляетБориса стать царем. Борис колеблется, затем, прерывая свое монастырское затворничество, принимает«власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхоми смиреньем».Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовитсязавершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тутже, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вестис отроческих лет, и завидует веселой «младости» Пимена: «Ты рать Литвы при Шуйскомотражал,/Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив!» Увещевая молодого монаха («Я долгожил и многим насладился;/Но с той поры лишь ведаю блаженство,/Как в монастырь Господь меняпривел»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение«в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смертиДимитрия-царевича, ровесника молодого инока, — в то время Пимен был на послушаниив Угличе, где Бог его и привел видеть «злое дело», «кровавый грех». Как«страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сейповестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее еёведение Григорию.Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царемна Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.Патриарх отдаетприказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечноепоселение.Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм.
Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделалоего счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки: «Я думал свой народв довольствии, во славе успокоить […], Я отворил им житницы, я злато/Рассыпалим […] Я выстроил им новые жилища…». Тем сильнее постигшее его разочарование:
«Ни власть, ни жизнь меня не веселят […], Мне счастья нет». И все же источниктяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех еготрудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совестьнечиста»).Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье,
сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйкидорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с егоприметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметамиМисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.ДомВасилия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Краковаот племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворепольского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный…».
Димитрий «умен, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себеи, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и еслидо народа Она дойдет, то быть грозе великой».Царские палаты. Борис узнаетот Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паныза него». Услышав, что самозванец выдает себя за царевича Димитрия, Годунов начинаетв волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад.
Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминаети о нетленности его тела — три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал […],
Но детский лик царевича был ясен,/И свеж, и тих, как будто усыпленный».Краков. В домеВишневецкого Григорий (теперь он — Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещаякаждому из них то, что тот ждет от Самозванца: иезуиту Черниковскому дает обещаниеподчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса —
возмездие.В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня,
он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признаетсяей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей».
Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскомутрону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в немне просыпается чувство собственного достоинства и он не дает ей гордую отповедь,
называя себя Димитрием.16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближаетсяк литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тутже находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падет не на меня — А на тебя,
Борис-цареубийца!»На заседании царской думы речь идет о том, что Самозванец уже осадилЧернигов. Царь отдает Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы«людей […] на службу высылали». Но самое опасное — слух о Самозванце вызвал«тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шепот». Шуйский вызываетсясамолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяга».21 декабря 1604 г. войскоСамозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.Площадь передсобором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафемаГригорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ,
у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из соборавыходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают […]
Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбуцаря молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода —
Богородица не велит».У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито,
но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его,
конечно, провиденье», — подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.Но этапобеда русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, — говоритБорис Басманову, — И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочетвоеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколькоминут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдругупал -/Кровь хлынула из уст и из ушей».Умирающий Борис просит его оставить наединес царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всюполноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по правустанешь. Я, я за все один отвечу Богу…»После напутствия царя сыну входятпатриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и боярслужить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обрядпострижения.Ставка. Басманов, высоко вознесенный Феодором (он «начальствует надвойском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия«дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст«пример благоразумный Димитрия царем провозгласить». Мысль о возможном предательствеужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина:
«Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогай,
А мнением; да! мнением народным».Москва. Пушкин на Лобном месте обращаетсяк «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась»,
и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привел ему к присяге».
Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцуи государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ,
народ! в Кремль! в царские палаты!/ Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич,
«несется толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!/Да гибнет родБориса Годунова!»Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса — Феодори Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедныедети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнеенравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльцепоявляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодоротравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Чтож вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».
См. также:
Анатоль Франс Современная История, Франсуа Мориак Клубок Змей, Другой Автор Повесть Временных Лет, Кобо Абэ Человек-ящик, Джованни Боккаччо Декамерон, Роберт Вальзер Помощник