Краткие содержания произведений - а. с. пушкин - моцарт и сaльери
А. с. пушкин - моцарт и сaльери
«перстам/Предал послушную, сухую беглость/И верность уху». Умертвив звуки, он разъял музыку,
«поверил алгеброй гармонию». Только тогда решился он творить, предаться творческой мечте, непомышляя о славе. Нередко уничтожал он плоды многодневных трудов, рожденные в слезах вдохновенья,
найдя их несовершенными. Но и постигнув музыку, он оставил все свои знания, когда великий Глюкоткрыл новые тайны искусства. И наконец, когда достиг он в безграничном искусстве высокой степени,
слава улыбнулась ему, он нашел в сердцах людей отклик на свои созвучья. И Сальери мирнонаслаждался своей славой, не завидуя никому и не зная этого чувства вообще. Напротив, оннаслаждался «трудами и успехами друзей». Сальери считает, что никто не вправе был назвать его«завистником презренным». Ныне же душу Сальери угнетает сознание, что он завидует, мучительно,
глубоко, Моцарту. Но горше зависти обида на несправедливость судьбы, дающей священный дар неподвижнику в награду за долгие и кропотливые труды, а «гуляке праздному», тяжелее завистисознание, что дар этот дан не в награду за самоотверженную любовь к искусству, а «озаряет головубезумца». Этого Сальери не в силах понять. В отчаянии произносит он имя Моцарта, и в этот моментпоявляется сам Моцарт, которому кажется, что Сальери потому произнес его имя, что заметил егоприближение, а ему хотелось появиться внезапно, чтобы Сальери «нежданной шуткой угостить». Идя кСальери, Моцарт услышал в трактире звуки скрипки и увидел слепого скрипача, разыгрывавшегоизвестную мелодию, это показалось Моцарту занятным. Он привел с собой этого скрипача и просит егосыграть что-нибудь из Моцарта. Нещадно фальшивя, скрипач играет арию из «Дон-Жуана». Моцарт веселохохочет, но Сальери серьезен и даже укоряет Моцарта. Ему непонятно, как может Моцарт смеяться надтем, что ему кажется поруганием высокого искусства Сальери гонит старика прочь, а Моцарт дает емуденег и просит выпить за его, Моцарта, здоровье.Моцарту кажется, что Сальери нынче не в духе, и собирается прийти к нему в другой раз, но Сальериспрашивает Моцарта, что тот принес ему. Моцарт отговаривается, считая свое новое сочинениебезделицей. Он набросал его ночью во время бессонницы, и оно не стоит того, чтобы утруждать имСальери, когда у того плохое настроение. Но Сальери просит Моцарта сыграть эту вещь. Моцартпытается пересказать, что испытывал он, когда сочинял, и играет. Сальери в недоумении, как могМоцарт, идя к нему с этим, остановиться у трактира и слушать уличного музыканта Он говорит, чтоМоцарт недостоин сам себя, что его сочинение необыкновенно по глубине, смелости и стройности. Онназывает Моцарта богом, не знающим о своей божественности. Смущенный Моцарт отшучивается тем, чтобожество его проголодалось. Сальери предлагает Моцарту вместе отобедать в трактире «ЗолотогоЛьва». Моцарт с радостью соглашается, но хочет сходить домой и предупредить жену, чтобы она неждала его к обеду.Оставшись один, Сальери говорит, что не в силах более противиться судьбе, которая избрала егосвоим орудием. Он считает, что призван остановить Моцарта, который своим поведением не поднимаетискусство, что оно падет опять, как только он исчезнет. Сальери считает, что живой Моцарт — угрозадля искусства. Моцарт в глазах Сальери подобен райскому херувиму, залетевшему в дольний мир, чтобывозбудить в людях, чадах праха, бескрылое желанье, и поэтому будет разумнее, если Моцарт вновьулетит, и чем скорей, тем лучше. Сальери достает яд, завещанный ему его возлюбленной, Изорой, яд,
который он хранил восемнадцать лет и ни разу не прибегнул к его помощи, хотя не раз жизнь казаласьему невыносимой. Ни разу не воспользовался он им и для расправы с врагом, всегда беря верх надискушением. Теперь же, считает Сальери, пора воспользоваться ядом, и дар любви должен перейти вчашу дружбы.В отдельной комнате трактира, где есть фортепьяно, сидят Сальери с Моцартом. Сальери кажется, чтоМоцарт пасмурен, что он чем-то расстроен. Моцарт признается, что его тревожит Requiem, который онсочиняет уже недели три по заказу какого-то таинственного незнакомца. Моцарту не дает покоя мысльоб этом человеке, который был в черном, ему кажется, что тот следует за ним повсюду и даже сейчассидит в этой комнате.Сальери пытается успокоить Моцарта, говоря, что все это — ребячьи страхи. Он вспоминает своегодруга Бомарше, который советовал ему избавляться от черных мыслей с помощью бутылки шампанскогоили чтения «Женитьбы Фигаро». Моцарт, зная, что Бомарше был другом Сальери, спрашивает, правда ли,
что он кого-то отравил. Сальери отвечает, что Бомарше был слишком смешон «для ремесла такого», аМоцарт, возражая ему, говорит, что Бомарше был гений, как и они с Сальери, «а гений и злодейство двевеши несовместные». Моцарт убежден, что Сальери разделяет его мысли. И в это мгновение Сальерибросает яд в стакан Моцарта. Моцарт поднимает тост за сыновей гармонии и за союз, их связующий.
Сальери делает попытку остановить Моцарта, но поздно, тот уже выпил вино. Теперь Моцарт намеренсыграть для Сальери свой Requiem. Слушая музыку, Сальери плачет, но это не слезы раскаяния, это слезыот сознания исполненного долга. Моцарт чувствует недомогание и покидает трактир. Сальери,
оставшись один, размышляет над словами Моцарта о несовместности гения и злодейства; как аргументв свою пользу вспоминает он легенду о том, что Бонаротти принес жизнь человека в жертву искусству.
Но внезапно его пронзает мысль, что это всего лишь выдумка «тупой, бессмысленной толпы».
См. также:
Андрей Битов Улетающий Монахов, Альфред Дёблин Берлин — Александерплац, Август Стриндберг Пляска Смерти, Джон Гей Опера Нищего, Островский Ан Бедность Не Порок, Андерсен Х К Снежная Королева