Краткие содержания произведений - ф. м. достоевский - белые ночи
Ф. м. достоевский - белые ночи
в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие —прогулки по городу. Он замечает прохожих и дома, некоторые из них становятся его«друзьями». Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок.
С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются на дачу. Ему же ехатьнекуда. Выйдя за город, он наслаждается северной весенней природой, которая похожана «чахлую и хворую» девушку, на один миг делающуюся «чудно прекрасною».Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решетки канала женскую фигурку и слышитрыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо убегает. К ней пытаетсяпристать пьяный, и только «сучковая палка», оказавшаяся в руке героя, спасаетхорошенькую незнакомку. Они говорят друг с другом. Молодой человек признается, что прежде зналтолько «хозяек», с «женщинами» же никогда не говорил и потому очень робок.
Это успокаивает попутчицу. Она вслушивается в рассказ о «романах», которые провожатыйсоздавал в мечтах, о влюбленностях в идеальные выдуманные образы, о надеждекогда-нибудь познакомиться наяву с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочетпроститься. Мечтатель умоляет о новой встрече. Девушке «нужно быть здесь для себя»,
и она не против присутствия нового знакомого завтра в этот же час на этом же месте.
Ее условие — «дружба», «а влюбиться нельзя». Как и Мечтатель, онануждается в том, кому можно довериться, у кого попросить советаВо вторую встречу они решают выслушать «истории» друг друга. Начинает герой.
Оказывается, он «тип»: в «странных уголках Петербурга» живут подобные ему«существа среднего рода» — «мечтатели», — чья «жизнь есть смесь чего-точисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичногои обыкновенного». Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди«волшебных призраков», в «восторженных грезах», в воображаемых«приключениях». «Вы говорите, точно книгу читаете», — угадывает Настенькаисточник сюжетов и образов собеседника: произведения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина.
После упоительных, «сладострастных» мечтаний больно бывает очнутьсяв «одиночестве», в своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка жалеет друга,
да и сам он понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». После«фантастических ночей» на него уже «находят минуты отрезвления, которые ужасны».
«Мечты выживаются», душа хочет «настоящей жизни». Настенька обещает Мечтателю, чтотеперь они будут вместе. А вот и ее исповедь. Она сирота. Живет со старой слепой бабушкойв небольшом собственном домике. До пятнадцати лет занималась с учителем, а двапоследних года сидит, «пришпиленная» булавкой к платью бабушки, которая иначе не можетза ней уследить. Год назад был у них жилец, молодой человек «приятной наружности».
Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина и других авторов. Приглашалих с бабушкой в театр. Особенно запомнилась опера «Севильский цирюльник». Когдаон объявил, что уезжает, бедная затворница решилась на отчаянный поступок: собрала вещив узелок, пришла в комнату к жильцу, села и «заплакала в три ручья». К счастью,
он понял все, а главное, успел до этого полюбить Настеньку. Но он был беден и без«порядочного места», а потому не мог сразу жениться. Они условились, что ровно черезгод, вернувшись из Москвы, где он надеялся «устроить дела свои», молодой человек будетждать свою невесту на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошел. Уже три дняон в Петербурге. В условленном месте его нет... Теперь герою ясна причина слез девушкив вечер знакомства. Пытаясь помочь, он вызывается передать для жениха ее письмо, чтои делает на следующий день.Из-за дождя третья встреча героев происходит только через ночь. Настенька боится, что женихснова не придет, и не может скрыть от друга своего волнения. Она лихорадочно мечтаето будущем. Герою же грустно, потому что он сам любит девушку. И все же Мечтателюдостает самоотверженности утешать и обнадеживать упавшую духом Настеньку. Тронутая, девушкасравнивает жениха с новым другом: «Зачем он — не вы?.. Он хуже вас, хотья и люблю его больше вас». И продолжает мечтать: «зачем мы все не так, как быбратья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другогои молчит от него? всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самомделе...» Благодарно принимая жертву Мечтателя, Настенька тоже проявляет о нем заботу:
«вы выздоравливаете», «вы полюбите...» «дай вам Бог счастия с нею!»Кроме того, теперь с героем навсегда и ее дружба.И вот наконец четвертая ночь. Девушка окончательно почувствовала себя брошенной«бесчеловечно» и «жестоко». Мечтатель вновь предлагает помощь: пойти к обидчикуи заставить его «уважать» чувства Настеньки. Однако в ней пробуждается гордость: онабольше не любит обманщика и постарается его позабыть. «Варварский» поступок жильцаоттеняет нравственную красоту сидящего рядом друга: «вы бы так не поступили? вы быне бросили той, которая бы сама к вам пришла, в глаза бесстыдной насмешки надее слабым, глупым сердцем?» Мечтатель больше не вправе скрывать уже угаданную девушкойправду: «я вас люблю, Настенька!» Он не хочет «терзать» ее своим«эгоизмом» в горькую минуту, но вдруг любовь его окажется нужной? И действительно,
в ответ раздается: «я не люблю его, потому что я могу любить только то, чтовеликодушно, что понимает меня, что благородно...» Если Мечтатель подождет, пока прежние чувствасовсем улягутся, то благодарность и любовь девушки достанутся ему одному. Молодые людирадостно мечтают о совместном будущем. В минуту их прощания вдруг появляется жених.
Вскрикнув, задрожав, Настенька вырывается из рук героя и бросается к нему навстречу. Уже,
казалось бы, сбывающаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь покидает Мечтателя.
Он молча глядит вслед влюбленным.Наутро герой получает от счастливой девушки письмо с просьбой о прощенииза невольный обман и с благодарностью за его любовь, «вылечившую» ее «убитоесердце». На днях она выходит замуж. Но чувства ее противоречивы: «О Боже! если бя могла любить вас обоих разом!» И все же Мечтатель должен остаться «вечно другом,
братом...». Опять он один во вдруг «постаревшей» комнате. Но и через пятнадцатьлет он с нежностью вспоминает свою недолгую любовь: «да будешь ты благословенназа минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизньчеловеческую?..»
См. также:
Борис Виан Пена Дней, Ивлин Во Пригоршня Праха, Лондондж Алая Чума, Франсуаза Саган Здравствуй, Грусть, Бертольт Брехт Добрый Человек Из Сычуани, Л Н Толстой Хаджи-мурат