Поиск в словарях
Искать во всех

Краткие содержания произведений - ф. м. достоевский - преступление и наказание

Ф. м. достоевский - преступление и наказание

Бедный район Петербурга 60-х гг. XIX в., примыкающий к Сенной площади и Екатерининскомуканалу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморкуна чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовитсяубить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешевых распивочных,

где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тотрассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну,

на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню длязаработка на панель.На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описаниембед, перенесенных его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова.

Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимсязамужеством Дуни. Жених — расчетливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви,

а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сынукончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соняи Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчемную злую «вошь».

Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушеки юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя послеувиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалостик забиваемой до смерти клячонке.И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и еёдобрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным,

он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение.

Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботытоварища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает,

что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень.

Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызываетподозрение у окружающих.Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастаетв ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практическихвыводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной«теории»: «людей можно резать…»Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчужденности с миром и ужеготов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. ЭтоМармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: тогопереносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней,

прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу геройненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших матьи сестру, вдруг осознает себя «мертвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он сноваодинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютнуюзаповедь Соней.Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взглядавлюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорбленный Лужин ставит невесту перед выбором:

либо он, либо брат.Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеятьподозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем,

следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавноопубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснитьсвою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинствовсего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгомморальном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди»

(«высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имялучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего»большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затемстановятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей

(«не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровьпо совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу,

претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона —и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения умаи сама приведет его к признанию в содеянном.Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин […] громитТулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людейв московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости»единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» черезнравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себяна «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениямпередающий достояние «хищников» их жертвам.Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавнейсмерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотяпоследний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестрыРодиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотряна совершенные преступления.Во время обеда в дешевых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью,

происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню,

которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерьюна его учебу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сонинойсудьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазахсестры и матери.Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне.

У нее, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимогоодиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодныхбратьев и сестер), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и состраданиек близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельскиестроки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Героюне удается увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходитк Порфирию, будто бы беспокоясь о своем закладе. Вроде бы отвлеченный разговоро психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почтивыдает себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицымаляра Миколки.В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которыхКатерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велитей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме,

и обвиняет Соню в краже сторублевой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньгиобнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка.

Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку.

Клеветник посрамлен, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизивв глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийствестарухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрек,

и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников жесокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностьюв человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У нее начинается горловоекровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесьСвидригайлов берется оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной:

«теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источникажизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своегопленника на смерть. «Вам теперь […] воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не веритв виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупитьгрех несоответствия идеалу — Христу.Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — примерСвидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого«ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия.

Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на егоквартире, он через несколько часов застреливается.Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Сонейперед признанием. Он все ещё убежден в верности «теории» и полон презрения к себе.

Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил».

В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делаетофициальное признание.Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышлазамуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо сносяего мрачность и равнодушие. Кошмар отчужденности продолжается и здесь: каторжанеиз простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностьюи любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картиныиз Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичнуюубежденность в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Людиубивали друг друга в […] бессмысленной злобе», пока не истребился весь родчеловеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость умаведет к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полнотежизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новуюжизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

См. также:

Маркиз Де Сад Флорвиль И Курваль, Или Неотвратимость Судьбы, Ф М Достоевский Белые Ночи, А С Пушкин Медный Всадник, Другой Автор Повесть Временных Лет, А Н Толстой Хождение По Мукам, Харитоновмс Линии Судьбы, Или Сундучок Милашевича

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ф. м. достоевский - преступление и наказание
Значение слова ф. м. достоевский - преступление и наказание
Что означает ф. м. достоевский - преступление и наказание
Толкование слова ф. м. достоевский - преступление и наказание
Определение термина ф. м. достоевский - преступление и наказание
f. m. dostoevskiy prestuplenie i nakazanie это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
391
2
383
3
296
4
307
5
358
6
277
7
298
8
261
9
360
10
389
11
372
12
393
13
343
14
356
15
346
16
364
17
355
18
403
19
355
20
326