Краткие содержания произведений - генрик ибсен - дикая утка
Генрик ибсен - дикая утка
Правда, Верле помог сыну бывшего друга: он дал Яльмару деньги на оборудование фотоателье ипосоветовал снять квартиру у знакомой хозяйки, на дочери которой Яльмар и женился. Все это кажетсяГрегерсу подозрительным: он своего отца знает. Как девичья фамилия жены Яльмара? Случайно, неХансен? Получив утвердительный ответ, Грегерс почти не сомневается: «благодеяния» отцапродиктованы необходимостью «сбыть с рук» и устроить бывшую любовницу — ведь Гина Хансен служилау Верле экономкой и уволилась из его дома как раз в это время, незадолго до того, как умерла больнаямать Грегерса. Сын, по-видимому, не может простить отцу смерти матери, хотя тот в ней, очевидно, невиноват. Как подозревает Грегерс, отец женился, рассчитывая получить большое приданое, котороеему тем не менее не досталось. Грегерс напрямую спрашивает у отца, не обманывал ли он покойную матьс Гиной, но тот на вопрос отвечает уклончиво. Тогда, решительно отклонив предложение Верле статьего компаньоном, сын объявляет, что он с ним порывает, У него есть теперь в жизни особоеназначение.Какое именно, становится скоро ясно. Грегерс решил открыть глаза Яльмару на «трясину лжи», вкоторую его погрузили, ведь Яльмар, «наивная и великая душа», ни о чем таком не подозревает и святоверит в доброту коммерсанта. Одолеваемый, по словам отца, «горячкой честности», Грегерс считает,
что, открыв Яльмару истину, он даст толчок к «великому расчету с прошлым» и поможет ему «возвестина развалинах прошлого новое прочное здание, начать новую жизнь, создать супружеский союз в духеистины, без лжи и утайки».С этой целью Грегерс и навещает в тот же день квартиру семьи Экдалей, расположенную на чердачномэтаже и служащую одновременно павильоном фотоателье. Квартира сообщается с чердаком, достаточнопросторным, чтобы держать в нем кроликов и кур, которых старик Экдаль, отец Яльмара, время отвремени отстреливает из пистолета, воображая, что он таким образом, как в былые дни в Горнойдолине, охотится на медведей и куропаток. С Горной долиной связаны самые лучшие и самые худшиепереживания старшего Экдаля: ведь за порубку леса именно там, в окрестностях их общего с Верлезавода, его и посадили в тюрьму.Грегерс не сразу выкладывает перед Яльмаром горькую истину. Он присматривается к семье —простоватой и вечно обремененной заботами Гине (фактически это она ведет все дела фотоателье ивыполняет в нем всю работу), к старику Экдалю, выжившему из ума и очевидно сломленному тюрьмой, кчетырнадцатилетней Хедвиг — восторженной и экзальтированной девочке, обожающей своего отца (каксообщает тот Грегерсу, Хедвиг обречена — доктора сообщили, что она скоро ослепнет), наконец, ксамому Яльмару, скрывающему свой паразитизм под видом неустанной работы над изобретением,
которое, по его словам, должно восстановить благосостояние и честное имя его семьи.Поскольку Грегерс уехал из Горной долины, а теперь к тому же еще и покинул отцовский дом, емутребуется квартира. Как раз такая подходящая комната с отдельным ходом у Экдалей в доме имеется, иони — впрочем, не без сопротивления Гины — сдают её сыну своего благодетеля. На следующий же деньВерле, обеспокоенный враждебным настроением сына, заезжает к нему, он хочет выяснить, что сынпротив него замышляет. Узнав «цель» Грегерса, коммерсант высмеивает его и предупреждает — как быон в своем новом кумире Яльмаре не разочаровался. То же, хотя и в более резких выражениях,
втолковывает Грегерсу его сосед по этажу, пьяница и гуляка доктор Реллинг, частый гость в семьеЭкдалей. Истина, согласно теории Реллинга, никому не нужна, и не следует с ней, как с писаной торбой,
носиться. Раскрыв глаза Яльмару, Грегерс ничего, кроме неприятностей, а то и беды для семьи Экдалейне добьется. По разумению доктора, «отнять у среднего человека житейскую ложь — все равно чтоотнять у него счастье». События подтверждают справедливость его изречения.Грегерс отправляется с Яльмаром на прогулку и выкладывает ему всю подноготную его семейнойжизни так, как он её видит. Вернувшись, Яльмар громогласно объявляет жене, что отныне все делаателье и домашние счета он будет вести сам — ей он больше не доверяет. Правда ли, что она былаблизка с коммерсантом Верле, когда работала у него экономкой? Гина не отрицает прошлую связь.
Правда, перед больной женой Верле она не виновата — в самом деле, Верле приставал к ней, но все, чтомежду ними произошло, случилось после смерти его жены, когда Гина больше у Верле не работала.
Впрочем, все это — такие старые, по выражению Гины, «интрижки» , что она и думать о них забыла.Яльмар несколько успокаивается. Присутствующий при супружеском объяснении доктор Реллинг отвсей души посылает Грегерса к черту и высказывает искреннее пожелание, чтобы он, «этот знахарь,
этот целитель душ убирался восвояси. Не то он собьет с толку всех!» Неожиданно к Гине приезжает фруСёрбю, домоправительница Верле. Она приехала к ней проститься, потому что выходит замуж захозяина, и они тотчас же уезжают на свой завод в Горную долину. Доктора Реллинга эта новостьповергает в уныние — когда-то его и фру Сёрбю связывало серьезное чувство. Грегерс спрашивает, ане боится ли фру Сёрбю того, что он донесет об их прошлой связи отцу? Ответ дан отрицательный: нет,
они с Верле рассказали друг Другу о прошлом все — их брак основан на честности. Фру Сёрбю неоставит мужа ни при каких обстоятельствах, даже когда он станет совсем беспомощным. Развеприсутствующие не знают, что Верле скоро ослепнет?Это известие, а также врученная домоправительницей Хедвиг дарственная от Верле (согласно ей,
старику Экдалю; а потом после его смерти и Хедвиг будет выплачиваться ежемесячное пособие в стокрон) выводят Яльмара Экдаля из его обычного благодушного настроения. Если о связи прошлого Гины сблагодеяниями Верле он смутно догадывался, то новости об одинаковой болезни глаз у Верле и дочери,
а также о дарственной застают его врасплох и ранят в сердце. Возможно ли, что Хедвиг — дочь не его,
а Верле? Гина честно признается, что на этот вопрос ответить не может. Тогда она, может быть, знает,
сколько платит бухгалтер Верле старику Экдалю за переписывание деловых бумаг? Примерно столькоже, сколько уходит на его содержание, отвечает Гина. Что ж, завтра же утром Яльмар уйдет из этогодома, но прежде он отправится к бухгалтеру и попросит его подсчитать их долг за все прошедшие годы.
Они все отдадут! Яльмар разрывает дарственную надвое и вместе с доктором Реллингом (у того своиогорчения) пускается на ночь глядя в загул.Но, проспавшись у соседа, Яльмар на другой день возвращается. Он не может уйти из дома сейчас же —в ночных блужданиях он потерял шляпу. Постепенно Гина успокаивает его и уговаривает остаться.
Яльмар даже склеивает разорванную им сгоряча дарственную (надо же подумать и о старике отце!). Ноон упорно не замечает любимую им прежде Хедвиг. Девочка в отчаянии. Накануне вечером Грегерспосоветовал ей, как вернуть любовь отца. Нужно принести ему свою «детскую жертву», сделать что-тотакое, чтобы отец увидел, как она его любит. Яльмар сейчас очень невзлюбил дикую утку, ту самую, чтоживет у них в ящике на чердаке, — ведь она досталась Экдалям от Верле. Коммерсант подранил её вовремя охоты на озере, а потом слуга его отдал утку старику Экдалю. Хедвиг докажет свою любовь отцу,
если пожертвует ради него дикой уткой, которую она тоже очень любит. Хорошо, соглашается Хедвиг,
она уговорит деда пристрелить утку, хотя не понимает, за что папа так на нее рассердился: пустьдаже она не его дочь и её где-то нашли — она о таком читала, — но ведь дикую утку тоже нашли, и это немешает ей, Хедвиг, любить ее!Приближается трагическая развязка. На следующий день Яльмар, не желая видеть дочь, гонит еёотовсюду. Хедвиг скрывается на чердаке. В момент разговора, когда Яльмар убеждает Грегерса, чтоХедвиг может ему изменить, стоит только Верле, возможно, её настоящему отцу, поманить её своимбогатством, на чердаке раздается выстрел. Грегерс радуется — это старик Экдаль застрелил дикуюутку по просьбе Хедвиг. Но дед вбегает в павильон с другой стороны. Произошел несчастный случай:
Хедвиг нечаянно разрядила в себя пистолет. Доктор Реллинг в это не верит: блузка девочки опалена,
она намеренно застрелилась. И виноват в её смерти Грегерс с его предъявляемыми простым смертным«идеальными требованиями». Не будь их, этих «идеальных требований» , жизнь на земле могла бы бытьсносной.В таком случае, заявляет Грегерс, он рад своему предназначению. Доктор спрашивает, в чем оно? Бытьтринадцатым за столом!
См. также:
И С Тургенев Записки Охотника, Ричард Б Шеридан Дуэнья, Леонид Андреев Ангелочек, Викентий Вересаев В Тупике, Ли Юй Двенадцать Башен, Маргарет Митчелл Унесённые Ветром