Краткие содержания произведений - герман гессе - игра в бисер
Герман гессе - игра в бисер
Магистром которого является герой, — это общество хранителей истины. Члены Орденаотказываются от семьи, от собственности, от участия в политике, чтобы никакие корыстныеинтересы не могли повлиять на процесс таинственной «игры в бисер», которому онипредаются, — «игры со всеми смыслами и ценностями культуры» как выражения истины.
Члены Ордена проживают в Касталии, удивительной стране, над которой не властно время.
Название страны происходит от мифического Кастальского ключа на горе Парнас, у водкоторого бог Аполлон водит хороводы с девятью музами, олицетворяющими видыискусства.Роман написан от имени касталийского историка из далекого будущегои состоит из трех неравных по объему частей: вводного трактата по истории Касталиии игры в бисер, жизнеописания главного героя и произведений самого Кнехта — стихови трех жизнеописаний. Предыстория Касталии излагается как резкая критика обществаXX в. и его вырождающейся культуры. Эта культура характеризуется как«фельетонистическая» (от немецкого значения слова «фельетон», что означает«газетная статья развлекательного характера»). Суть её составляет газетное чтиво —«фельетоны» как особо популярный вид публикаций, изготовлявшихся миллионами. В них нетглубоких мыслей, попыток разобраться в сложных проблемах, наоборот, содержаниеих составляет «занимательный вздор», пользующийся неимоверным спросом. Сочинителямиподобной мишуры были не только газетные щелкоперы, были среди них поэты и нередко профессоравысших учебных заведений со славным именем — чем известнее было имя и глупее тема, тембольше был спрос. Излюбленный материал подобных статей составляли анекдоты из жизнизнаменитых людей под заголовками вроде: «Фридрих Ницше и дамские моды в семидесятые годыдевятнадцатого столетия», «Любимые блюда композитора Россини» или «Роль комнатныхсобачек в жизни знаменитых куртизанок». Порой знаменитого химика или пианиста спрашивалио тех или иных политических событиях, а популярного актера или балерину —о преимуществах или недостатках холостого образа жизни или причине финансовых кризисов. Приэтом умнейшие из фельетонистов сами потешались над своей работой, пронизанной духомиронии.Большинство непосвященных читателей все принимали за чистую монету. Другиеже после тяжелого труда тратили свой досуг на отгадывание кроссвордов, склонившись надквадратами и крестами из пустых клеточек. Однако летописец признает, что игравших в этидетские игры-загадки или читавших фельетоны нельзя назвать наивными людьми, увлеченнымибессмысленным ребячеством. Они жили в вечном страхе среди политических и экономическихпотрясений, и у них была сильная потребность закрыть глаза и уйти от действительностив безобидный мир дешевой сенсационности и детских загадок, ибо «церковь не дарилаим утешения и дух — советов». Люди, без конца читавшие фельетоны, слушавшие докладыи отгадывавшие кроссворды, не имели времени и сил, чтобы преодолеть страх, разобратьсяв проблемах, понять, что происходит вокруг, и избавиться от «фельетонного» гипноза,
они жили «судорожно и не верили в будущее». Историк Касталии, за которым стоити автор, приходит к убеждению, что подобная цивилизация исчерпала себя и стоит на граникрушения.В этой ситуации, когда многие мыслящие люди растерялись, лучшие представителиинтеллектуальной элиты объединились для сохранения традиций духовности и создали государствов государстве — Касталию, где избранные предаются игре в бисер. Касталия становитсянекоей обителью созерцательной духовности, существующей с согласия технократическогообщества, пронизанного духом наживы и потребительства. Состязания по игре в бисертранслируются по радио на всю страну, в самой же Касталии, пейзажи которой напоминаютЮжную Германию, время остановилось — там ездят на лошадях. Основное её назначение —педагогическое: воспитание интеллектуалов, свободных от духа конъюнктуры и буржуазногопрактицизма. В известном смысле Касталия — это противопоставление государству Платона,
где власть принадлежит ученым, правящим миром. В Касталии, наоборот, ученые и философысвободны и независимы от любой власти, но достигается это ценой отрываот действительности. У Касталии нет прочных корней в жизни, и потому её судьба слишкомзависит от тех, у кого реальная власть в обществе, — от генералов, которые могутпосчитать, что обитель мудрости — излишняя роскошь для страны, готовящейся, например,
к войне.Касталийцы принадлежат к Ордену служителей духа и полностью оторваныот жизненной практики. Орден построен по средневековому принципу — двенадцатьМагистров, Верховная, Воспитательная и другие Коллегии. Для пополнения своих рядов касталийцыпо всей стране отбирают талантливых мальчиков и обучают их в своих школах, развиваютих способности к музыке, философии, математике, учат размышлять и наслаждаться играмидуха. Потом юноши попадают в университеты, а затем посвящают себя занятиям наукамии искусствами, педагогической деятельности или игре в бисер. Игра в бисер, или играстеклянных бус, — некий синтез религии, философии и искусства. Когда-то давно некийПерро из города Кальва использовал на своих занятиях по музыке придуманный им приборсо стеклянными бусинами. Потом он был усовершенствован — создан уникальный язык,
основанный на различных комбинациях бусин, с помощью которых можно бесконечно сопоставлятьразные смыслы и категории. Эти занятия бесплодны, их результатом не является созданиечего-то нового, лишь варьирование и перетолковывание известных комбинаций и мотивовради достижения гармонии, равновесия и совершенства.Около 2200 г. Магистром становитсяИозеф Кнехт, прошедший весь путь, который проходят касталийцы. Его имя означает «слуга»,
и он готов служить истине и гармонии в Касталии. Однако герой лишь на время обретаетгармонию в игре стеклянных бус, ибо он все резче ощущает противоречия касталийскойдействительности, интуитивно старается избежать касталийской ограниченности. Он далекот ученых типа Тегуляриуса — гения-одиночки, отгородившегося от мира в своемувлечении изощренностью и формальной виртуозностью. Пребывание за пределами Касталиив бенедиктинской обители Мариафельс и встреча с отцом Иаковом оказывают на Кнехтабольшое влияние. Он задумывается о путях истории, о соотношении истории государстваи истории культуры и понимает, каково истинное место Касталии в реальном мире: покакасталийцы играют в свои игры, общество, от которого они уходят все дальше, может счестьКасталию бесполезной роскошью. Задача в том, считает Кнехт, чтобы воспитывать молодыхне за стенами библиотек, а в «миру» с его суровыми законами. Он покидаетКасталию и становится наставником сына своего друга Дезиньори. Купаясь с ним в горномозере, герой погибает в ледяной воде — так гласит легенда, как утверждает летописец,
ведущий повествование. Неизвестно, добился бы успеха Кнехт на своем пути, ясно одно —нельзя прятаться от жизни в мир идей и книг.Эту же мысль подтверждают трижизнеописания, заключающие книгу и дающие ключ к пониманию произведения. Герой первого,
Слуга, — носитель духовности первобытного племени среди мракобесия — не смиряетсяи приносит себя в жертву, чтобы не угасла искра истины. Второй, раннехристианскийотшельник Иосиф Фамулус (по-латыни «слуга»), разочаровывается в своей ролиутешителя грешников, но, встретив более старого исповедника, вместе с ним всеже продолжает служить. Третий герой — Даса («слуга») не приносит себя в жертвуи не продолжает служение, а бежит в лес к старому йогу, т. е. уходит в своюКасталию. Именно от такого пути нашел в себе силы отказаться герой Гессе Иозеф Кнехт, хотяэто и стоило ему жизни.
См. также:
Стругацкие Ан И Бн Трудно Быть Богом, Д И Фонвизин Бригадир, Жан Расин Андромаха, Вальтер Скотт Квентин Дорвард, Бомарше По Безумный День, Или Женитьба Фигаро, Трифонов Юв Другая Жизнь