Краткие содержания произведений - николай лесков - соборяне
Николай лесков - соборяне
на протопопа пишут доносы. Ахилла «уязвлен» учителем Варнавой Препотенским, которыйставит опыты над утопленником. В день Мефодия Песношского, когда «пейзаж представляет собойпростоту жизни, как увертюра представляет музыку оперы», жители Старгорода идут купаться.
Выезжающий на красном коне из реки Ахилла рассказывает, что отобрал у учителя Варнавкикости покойника, но их снова украли. Лекарь стращает дьякона незнакомыми словами, тотобещает «выдушить вольнодумную кость» из города и просит называть себя«Ахиллой-воином». Валериан Николаевич Дарьянов приходит к просвирне Препотенской, гдезастает её сына Варнаву. Тот сообщает, что математически доказал Туберозову «неверностьисчисления праздничных дней» и считает, что такие, как протопоп, замедляют «революцию»
и вообще служат в тайной полиции. Когда мать отдает Ахилле кости, Препотенский отправляетсяк акцизнице Дарье Николаевне Бизюкиной, и та дает ему платок на шею, чтобы, когда Ахиллаего бил, было «мягко и небольно». Варнава возвращает кости, мать их хоронит, но свиньявыкапывает, Препотенский дерется с Ахиллой. Разговор Варнавы слышит ученица ТуберозоваСерболова, которая призывает Препотенского не огорчать мать. Просвирня признает, что сын еёдобрый, но испорченный и, в то время как он кормит её лошадиной ветчиной, поит егонаговорной водой.Когда к просвирне приходит Туберозов, Препотенский достает кости,
укладывает их на голову и показывает протопопу язык. Но перед Варнавой предстаетгрозный дьякон, и учитель отдает кости акцизничихе Бизюкиной, говоря, что за ним гонятсяшпионы и духовенство. Муж Бизюкиной щелкает на дьякона челюстями скелета, и от камняАхиллы его спасает защита Туберозова. Протопоп боится, что этой историей смогут воспользоваться«дурные люди». Ахилла приводит к протопопу Данилку, который утверждает, что долгожданныйдождь прошел лишь благодаря природе. Протопоп выгоняет еретичествующего Данилку и призываетАхиллу не свирепствовать. Но дьякону «утерпеть невозможно», и он в своем«радении» полагается лишь на силу, объясняя Данилке, что наказал егопо «христианской обязанности». Мещане считают, что Данилка только повторяет словадействительно заслужившего наказание Варнавы.На именины исправницы приезжаетплодомасовский карлик с сестрой. Николай Афанасьевич рассказывает, как покойнаяхозяйка-«утешительница» Марфа Андреевна отпускает на волю всю его родню и тем самого«ожесточает», как хочет женить Николая Афанасьевича на карлице-чухонке и торгуетсяс её хозяйкой, как «карла Николавра» встречается и разговаривает с самим государем.
Отец протопоп признается предводителю Туганову, что жизнь без идеалов, веры и почтенияк предкам погубит Россию, и пришло время «долг исполнять». Тот называет его«маньяком». В город приезжают «неприятные лица» — ревизор князь Борноволоков,
университетский товарищ Бизюкина, и Измаил Термосесов, шантажирующий князя его«революционным» прошлым. Готовясь к встрече гостей, жена Бизюкина, наслышаннаяо вкусах «новых» людей, выбрасывает из дома все «излишнее» убранство, снимаетсо стены образ, разыгрывает занятие с дворовыми детьми и даже специально пачкает руки.
Но Термосесов удивляет хозяйку словами о необходимости службы и вреде созидающей грамотыво времена разрушения. Он заставляет её переодеться и вымыть руки, в ответ Бизюкинавлюбляется в гостя. Термосесов клянется отомстить её злейшим врагам дьякону и протопопу.
Он предлагает Борноволокову тактику, которая докажет допустимость религии лишь как однойиз форм администрации и вредность независимых людей в духовенстве. Ревизоруполномочивает его действовать.Термосесов знакомится с Варнавкой и заставляет«гражданина» Данилку подписать жалобу ревизору на Ахиллу. Воспользовавшись услугамипочтмейстерши, Термосесов приказывает Борноволокову упомянуть о нем в письме какоб «опасном человеке», так как мечтает получить «хорошее место», заставляетподписать донос на Туганова и Савелия и требует отступных денег. Препотенский вспоминает«Дым» Тургенева и ратует за естественные права. Отец Савелий решаетсяна «задуманное», бросает курить, отказывается давать показания относительно«соблазнительных» поступков Ахиллы и уезжает к благочинию. На обратном путион чуть не погибает в грозе и, чувствуя, что отныне живет не свою, а вторую жизнь,
требует, чтобы все чиновники города пришли на литургию. Поучение в городе воспринимают какреволюцию. Термосесов и Борноволоков разъезжаются. Протопопа забирают в губернский город,
и для него начинается не жизнь, а «житие». За него пытаются заступаться Ахиллаи Николай Афанасьевич, но Савелий не хочет виниться, и его назначают причетником.
На именинах почтмейстерши, в пылу спора о храбрости Препотенский пытается потянутьза ус майора, но устраивает скандал, пугается и убегает из города. Приехавшаяк мужу Наталья Николаевна работает не щадя себя, заболевает, просит прощения у Савелияи перед смертью видит во сне Ахиллу, который призывает её молиться о муже: «Господи, имиже веси путями спаси». После похорон карлик дает протопопу мирскую просьбу о егопомиловании, но протопоп отказывается повиниться, так как «закон не позволяет».
Но соглашается повиниться, если ему прикажут. Рачительный Николай Афанасьевич добывает приказ,
но Савелий и тут действует по-своему, и его хотя и освобождают, но накладывают«запрещение». По дороге домой карлик смешит Савелия рассказами о новой собачке АхиллыКакваске. Ахилла остается жить с Савелием, который практически не выходит на улицу,
но архиерей забирает дьякона в синод. В письмах протопопу Ахилла упоминает о Варнаве,
который женился и нередко бывает бит, и Термосесове, служившем на «негласной»
службе, но попавшемся на фальшивых деньгах. Вернувшись, Ахилла употребляет «пустые»
словечки «ву пердю», «хвакт» и «ерунда», и утверждает, что бога нет,
а человек трудится для еды. После слов Савелия дьякон раскаивается: «душе его надо былоболеть и умереть, чтобы воскреснуть».В ночь смерти Туберозова карлик привозитразрешение от «запрещения» и протопоп предстает в гробу в полном облачении.
Ахилла погружается в себя, называет усопшего «мучеником», потому как понимает, о чемзаботился покойный, и произносит всего лишь одну фразу на многолюдных похоронах:
«Но возрят нань его же прободоша». Ахилла чрезвычайно уязвлен кончиной Савелия,
не выходит из дома и даже обвиняет нового протопопа Иордиона Крацианскогов «поважности». Дьякон продает все имущество и, решив построить Савелию собственныймонумент, уезжает к Туганову за советом. Но там обнаруживает, что съел деньги вместес лепешками. Туганов дает ему денег, и Ахилла устанавливает на кладбище пирамидус херувимами, всем своим видом подтверждающую «возвышенную чувствительность» дьякона.
Умирает Николай Афанасьевич, и Ахилла справедливо уверен, что «она» вскоре придетза ним и Захарием. Весной в городе появляется ужасный «черт», который, в числепрочих злодеяний, ворует кресты с кладбища и портит памятник протопопу. Ахилла клянетсяотомстить, подкарауливает «черта» на кладбище, ловит и всю ночь не выпускаетиз канавы, сильно замерзнув. «Черт» оказывается переодетым Данилкой, и, чтобы успокоитьтолпу, Ахилла демонстрирует его горожанам. Пытается защитить его от наказания, но «падаетбольным» и вскоре, покаявшись протопопу, умирает. Тихий Захария ненадолго переживаетСавелия и Ахиллу, и во время Светлого Воскресения «старгородская поповка» нуждаетсяв полном обновлении.
См. также:
Л Н Толстой Власть Тьмы, Или Коготок Увяз, Всей Птичке Пропасть, Аристофан Облака, Брендан Биэн Заложник, П Д Боборыкин Китай-город, Жан Де Лафонтен Откупщик И Сапожник, Народные И Древнерусские Произведения Марья Моревна