Китайская философия. Энциклопедический словарь - чэнь цюэ
Чэнь цюэ
Чэнь Даоюн, Чэнь Фэйсюань, Чэнь Цяньчу.1604, Хайнин пров. Чжэцзян, 1677Мыслитель-неоконфуцианец, ученик Лю Цзунчжоу (учился вместе с Хуан Цзунси). После падения дин. Мин и воцарения маньчж. дин. Цин жил в уединении, занимаясь лит. трудом. Подвергал острой критике в равной степени неоконф. "учение о принципе" (ли сюэ) и буддизм. Отрицал трактовку "Да сюэ", предложенную Чжу Си (12 в.), утверждал, что этот памятник не м.б. созданием мудрецов древности, т.к. ложна лежащая в его основе идея "познания предельного добра" (чжи чжи юй чжи шань).
"Предельное добро" (чжи шань) исторически конкретно и не м.б. абсолютным: его границы так же недостижимы, как недосягаемы пределы знания, ибо процесс познания продолжается всю жизнь. Поэтому "совершенный муж" (цзюнь цзы) призван к непрерывному "учению" (сюэ), что подразумевает также непрерывное созидание конф. учения, к-рое не м.б. завершено.
Взгляды Ч.Ц. на "природу" (син (1)) человека отличало неприятие неоконф. противопоставления двух ее модусов: "природы Неба и Земли" (тянь ди чжи син) "природе сущности пневмы" (ци чжи чжи син), как и противопоставления "небесного принципа" "человеч. страстям" (см. Тянь). "Доброта человеч. "природы", по Ч.Ц., зависит от обучения человека в течение жизни, а его "пневма" (ци (1)), "дарования" (цай) и "(индивид.
) природа" суть тождественные понятия. "Небесный принцип" онтологич. суть структуры мироздания просматривается в "человеч. страстях", к-рые м.б. "благими" и в таком случае тождественными "небесному принципу": говорить о нем применительно к человеку, имея в виду полное "отсутствие страстей", бессмыслица. С этих позиций Ч.Ц. подверг критике тезис Чжоу Дуньи (Ив.
) об "отсутствии страстей" и буд. учение об "умерщвлении страстей". Буд. доктрину "спасения всего живущего" Ч.Ц. трактовал как "смерть всего живущего". Осн. соч. "Да сюэ бянь" ("Спор о "Великом учении"), "Цзан шу" ("Захороненные книги"), "Чэнь Цяньчу сяньшэн вэнь чао" ("Лит. записи Чэнь Цяньчу") и др.*Ч.Ц. цзи (Собр. соч. Ч.Ц.). Пекин, 1978.Сюй ЮаньхэКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.