Китайская философия. Энциклопедический словарь - чэн сюаньин
Чэн сюаньин
Чэн Цзыши. 7 в.Даос, монах, ученый. Уроженец окр. Шаньчжоу (на территории совр. уезда Шаньсянь пров. Хэнань). Жил отшельником в обл. Дунхай (совр. пров. Цзянсу). В 631 был приглашен императором Тай-цзуном в столицу, получил почетный титул "зап. учителя Закона" (си хуа фаши). В 650 5 переселился в окр. Юйчжоу (гора Юнь-тайшань на совр. городской территории Ляньюньган пров. Цзянсу). Осн. соч. комментарии на "Дао дэ цзин" и "Чжуан-цзы": "Лао-цзы Дао дэ цзин чжу" ("Резюмирующий коммент. на "Канон дао и дэ" Лао-цзы") и "Кай ти сюй цзюэ и шу" ("Констатирующий коммент. с введением в суть вопроса и послесловием") утрачены; из "Ду жэнь цзин чжу" ("Резюмирующий коммент. на каноны о соизмерении человеч. (личности)") сохранились фрагменты, вошедшие в "Ду жэнь цзин цзи чжу" ("Резюмирующий коммент. на собр. канонов о соизмерении человеч. (личности)") Чэнь Цзинъюаня (11 в.); "Наньхуа чжэнь цзин чжу шу" ("Резюмирующий коммент. и коммент. с разрядкой в тексте на истинный канон (философа из) Наньхуа") в 30 цзюанях ("свитках") вошли в "Дао граи". Интерпретировал дао как "пронизывающий пустотность (сюй) утонченный принцип" (мяо ли, см. Ли (1)) и одновременно как "правильную (подлинную) природу" (чжэн син, см. Син (1)) "всего живого", неизменяемую основу Вселенной, в к-рой "нет отсутствия и нет наличия, нет прерывности и нет постоянства".Достижение состояния "забытья" (ван (2)), при к-ром исчезает восприятие дуальности мира, противоположности субъекта и объекта, истинного и ложного, приводит к гл. цели "пестования тела/личности" (ян шэнь, см. Сю шэнь) превращению в святого-бессмертного (сянь, см. Сянь сюэ). Описывал этот процесс с привлечением буд. категорий карма (е), садиндрия (лю гэнь) и др. Учение Ч. С. отражает тенденцию к синтезу даос, и буд. идей.Хэ Чэнсюань
Китайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.